?

Log in

No account? Create an account
          Сразу после вчерашнего доклада АПЭК, понизившего позиции губернатора Дубровского в федеральном рейтинге глав регионов, Фонд «Петербургская политика» также включил Челябинскую область в группу регионов с «растущими рисками» для власти в контексте выборов 2019 года. Эксперты видят среди главных проблем региональных властей «общую неготовность властной системы к радикальному усложнению задач», востребованность у избирателей оппозиционных кандидатов и дефицит собственных повесток у глав регионов на фоне ухудшения социальных настроений.

            Решать эти проблемы в регионах Москва намерена во многом при помощи Народного фронта, который ждут после прошедшего на днях съезда серьезные перемены.

            По нашим данным, в  ближайшее время ожидается смена председателя Центрального исполкома ОНФ А.Анисимова, который, по оценкам федеральных властей, показал себя сильным руководителем и продолжит карьеру в системе полпредств президента РФ (а потом возглавит один из регионов, где намечается смена губернатора). Его сменит, скорее всего, М.Развозжаев, в свою очередь, проявивший себя эффективным политическим  модератором во время кризиса в Хакассии; Народный фронт подтверждает, таким образом, свою репутацию «кузницы руководящих кадров» в администрации президента РФ.
      

            Главными политическими задачами ОНФ в новых условиях становится аналитическая работа по мониторингу ситуации в регионах и предоставлению достоверной экспертной информации (особенно – в части контроля за исполнением «майского указа» В.Путина, во взаимодействии с ФСО) для высшей федеральной власти, а также «перехват» протестной повестки на местах из рук оппозиции.

            Позиции челябинского регионального отделения ОНФ выглядят в этом контексте довольно прочными. Область не вошла в список из примерно двух десятков регионов, где в ходе подготовки к съезду сменилось руководство Народного фронта и продолжает занимать лидерские позиции среди региональных структур ОНФ. Эффективность «конструктивной критики» местных властей с позиций интересов и повседневных нужд населения остается одним из главных показателей оценки работы региональных структур ОНФ. Для Челябинской области, где трудности коммуникации местной власти с населением и общественностью очевидны, это особенно актуально.       

На понижение

      Губернатор Челябинской области Б.Дубровский продолжает терять позиции в федеральных рейтингах прокремлевских экспертных центров по итогам ноября 2018 года.

      Даже в целом лояльно относящийся к нынешней областной власти центр АПЭК (его глава Д.Орлов работал в регионе в ходе ряда политических кампаний и недавно снова проводил в Челябинске встречи с политиками и экспертами) понизил в сегодняшнем рейтинге влияния глав российских регионов оценку позиций Дубровского сразу на два пункта, переместив челябинского губернатора с 27 на 29-е место по сравнению с октябрем.

            Можно констатировать, что отчаянные (и весьма дорогостоящие) попытки команды челябинского губернатора повысить его рейтинг, чтобы убедить Москву в способности Дубровского участвовать в выборах 2019 года, не дали никакого результата. Это было вполне прогнозируемо, так как социальные и политические провалы, хозяйственные кризисы и утрату доверия населения нельзя компенсировать тоннами агитационной макулатуры, которую никто не читает и часами телетрансляций, которые никто не смотрит.
           

Отчаянный самострел

          У Б.Дубровского все настолько плохо, что он собирается вступить в «Единую Россию».

          Если губернатор бежит в нынешних условиях за поддержкой в «ЕР», значит больше ему получить ее неоткуда: ни от людей, ни от начальства. Это последняя отчаянная попытка обратить на себя внимание Кремля: я все еще тут, я весь ваш, подержите же меня!

          Но политик, вынужденный искать поддержки Москвы, посылая ей откуда-то издали экстравагантные «сигналы» (вспомним еще безумное интервью губернатора ТАСС), гарантированно ее не получит, зато остатки уважения и доверия точно потеряет. Жест Дубровского может быть лишь исполнением рекомендаций его бедовых политтехнологов, «фолом последней надежды»: если не сработает это, значит, ничего уже не поможет. Почему не попробовать.

          Не сработает, конечно.

          Дело даже не в том, что членство в «Единой России» (тем более – демонстративное вступление в эту партию) сейчас отбирает голоса избирателей, а не добавляет их. Гораздо важнее то, что теперь всем ясно: у Дубровского нет поддержки Кремля (про население молчим). Потому что если бы она была, ему незачем было бы идти на поклон в «ЕР»: ее поддержка в таких случаях гарантирована (на выборах 2014 года он о своей партийности почему-то не заботился).

           В администрации президента сейчас рулят прагматичные методологи, которым вовсе не требуется, чтобы у их кандидата был «медвежий» партбилет (скорее наоборот, Кремль поощряет самовыдвижение беспартийных, как в случае с Кожемяко). Но обязательно нужно, чтобы он был рейтинговым, избираемым без подтасовок и давления, скандалов и фальсификаций – чтобы не вышло себе дороже. Однако это явно не случай Дубровского.

           Понятно, что для самой «ЕР» решение любого губернатора вступить сейчас в партию – подарок судьбы, редкий шанс погордиться собой и вообще нечаянная радость: ведь реальные политики шарахаются сейчас от партии как от толпы ходячих мертвецов. А тут сам пришел и записался. Что сказать? – там ему и место.

           Но, в любом случае, выстрел в собственную ногу – не свидетельство высоких шансов на участие в забеге. Зато гарантировано плохой диагноз. 
          Антикоррупционное медиа-расследование, опубликованное на днях в отношении Е.Тефтелева, В.Елистратова и некоторых других чиновников мэрии Челябинска – очевидный «привет» от влиятельных челябинских групп, активно не желающих продолжения правления в городе людей из «команды» Дубровского-Тефтелева.

          Судя по ряду опубликованных документов, авторы (или инициаторы) расследования имеют прямой доступ к архивам городской администрации, а значит, такие публикации могут быть продолжены. Некоторые наблюдатели замечают в разговорах «не для печати», что опальный вице-мэр Ю.Параничев очень продуктивно в этом смысле ездил две недели назад в Екатеринбург к влиятельному и весьма осведомленному в челябинских делах человеку.

          Борьба за кресло «полноценного» главы Челябинска обостряется на фоне очевидного краха амбиций Б.Дубровского в отношении нового губернаторского срока. Резво стартовавшая было «предвыборная кампания» Дубровского свернута. Прекращен выпуск губернаторской агитки «Южный Урал», уехали московские политтехнологи, так и не сумевшие справиться с антирейтингом Дубровского. Громкая отставка Е.Тефтелева не добавила губернатору политических очков, зато значительно ослабила его позиции в Челябинске, а Москва так и не дала «добро» на выдвижение; федеральные кураторы подготовки саммита ШОС открыто выражают озабоченность ходом строительства объектов и не выделяют новые средства, "закрытая" челябинская свалка все время горит и отравляет воздух, а на днях еще и миасские депутаты опять публично опозорили губернатора, во время его визита в город демонстративно сорвав сессию.

          Все это свидетельствует о том, что власть в регионе дезорганизована и растеряна. Говорят, что во время недавней встречи президента В.Путина с В.Рашниковым, последнему были обозначены перспективы отставки Дубровского в начале 2019 года. Она может быть вполне почетной, а может, и нет.  Характерно, что ФАС РФ так и не вынесла в ноябре обещанный вердикт по делу о личном участии губернатора в картельном сговоре при распределении «дорожных» миллиардов: решение в очередной раз перенесено, но дело отнюдь не закрыто.

         В политических кругах снова (кажется, уже в третий заход) заговорили о В.Гутеневе, представителе «Ростеха» и ОНФ, как о возможном сменщике Дубровского.

         Общая ситуация такова, что многие активные участники политической жизни отмечают: сейчас наступило обманчивое затишье, какое бывает перед серьезными решениями и переменами; некоторые вспоминают конец 2013 года.

Top Gear отдыхает

          Фиаско, случившееся с авиарейсом Челябинск – Екатеринбург, отлично демонстрирует, почему ВСМ Челябинск-Екатеринбург тоже никому не нужна и почему ее не будет в этой жизни – и, слава Богу.

           Первый рейс этого маршрута назначили на 30 ноября, но вскоре отменили. Якобы «по техническим причинам», а на самом деле, потому что на рейс был зарегистрирован всего один пассажир – журналист, пожелавший провести «тест-драйв», устроив «топ-гировское» соревнование между автомобилем «Бовида» и самолетом «ИжАвиа».

            Других желающих «быстро» добраться в Екатеринбург не нашлось – понятно почему. Сначала было заявлено, что самолет будет лететь час, потом – полчаса (интересная корректировка хронометража полета вдвое, не правда ли?) при цене билета в 4000 рублей (ранее называлась цифра в 2900 руб.). Однако если добавить сюда время (и стоимость) поездки до аэропортов и от них (в обоих городах), то получается ничуть не быстрее, зато намного дороже и неудобнее, чем на автомобиле (на автобусе - гораздо дешевле, хоть и на 1,5 часа дольше).

           Ровно та же история и с ВСМ. Там обещают время в пути примерно 1.10 – 1.30 (при неизвестной еще, но явно высокой цене билета), однако если прибавить время (и стоимость) поездок к вокзалам и от них, получится, что добраться на авто куда удобнее и дешевле, при том, что общее время в пути будет примерно тем же (2,5-3 часа).
           Я часто езжу в Екатеринбург на автомобиле, дорога от порога дома в центре Челябинска до дверей офисов в центре Екатеринбурга занимает никак не более 3-х часов (часто – меньше, зависит от времени суток).

              Вот и получается, что безумно дорогая ВСМ, которую нам рекламируют как чудо прогресса и предлагают оплатить из бюджетов (а потом и содержать за счет них же, так как магистраль будет хронически убыточной) не нужна никому из нормальных людей, регулярно ездящих между ЕКБ и Челябинском – как и соответствующий авиарейс.
             Кроме тех товарищей, разумеется, которые очень хотят «освоить» на ее строительстве 360 миллиардов рублей: это хорошая прибавка к их жалованию.

            «Топ-гировский» тест-драйв не получился, а жаль: автомобиль на этом маршруте явно выигрывает даже у самолета. Б.Видгоф имел хороший шанс знатно протроллить Дубровского с Гаттаровым, но не стоит отчаиваться:  возможностей тут пруд пруди.

Про мэра Челябинска

           Все чаще спрашивают о том, кто может стать будущим «полноценным» главой Челябинска? Давать однозначные ответы сейчас довольно странно, так как в нынешней политической конструкции слишком многое зависит от кулуарных договоренностей (для этого прямые выборы мэра и ликвидировали), которые невозможно точно прогнозировать не только экспертам, но и самим участникам «торга», а также из-за того, что политический кризис в Челябинске не существует сам по себе – это часть регионального политического кризиса и разрешаться он будет также в рамках более масштабных политических процессов – причем не только в Челябинске, но и в Москве, что добавляет неопределенности.

             Сегодня многие местные политики открещиваются от своих амбиций по поводу кресла градоначальника, ссылаясь именно на общую неопределнность и высокие риски, однако опытные и влиятельные люди понимают, что именно в обстановке политической "турбулентности" появляется хороший шанс утвердить свое доминирование в городе на длительный срок. 


          Если суммировать то, что известно от ряда участников процесса с тем, что известно о них самих, а также о местных политических традициях и понятиях, выявляется несколько наиболее вероятных кандидатов на пост главы города, как представителей соответствующих групп влияния, в просторечии - кланов. Это председатель гордумы С.Мошаров, депутат Госдумы А.Барышев и вице-губернатор С.Сушков. Здесь важно то, что влиятельные челябинские кланы, стоящие за этими людьми и имеющие выходы на федеральную власть, серьезно пересекаются по персоналиям и интересам, а потому избрание любого из них не станет поражением для другой группы, а скорее будет обеспечением неких взаимных гарантий. Говоря проще, они договорятся (уже договариваются). От «магнитогорской группы» обозначается руководитель КСП А.Лошкин, но здесь челябинцы готовы, что называется, «лечь костьми».

          Существенно и то, что, хотя Б. Дубровскому выгоднее продолжение правления нынешнего «врио» В.Елистратова, Москва все же вынудит губернатора согласиться с относительно скорыми выборами полноценного главы, а в таком случае ему тоже лучше иметь в Челябинске авторитетного мэра, которого поддержат местные элиты, а не «продавленного» «назначенца», которого, во-первых, депутаты запросто могут прокатить по «миасскому сценарию», а во-вторых, которого все станут саботировать на второй же день работы, с новой силой «подставляя» самого губернатора (к тому же такой сценарий категорически не устроит Москву, которой нужна контролируемая столица Южного Урала).

         Разумеется, у каждой из групп, представителей которых я назвал, есть менее публичные персоналии второго плана, которые, в случае надобности, могут выйти и на первый, чтобы сгладить какие-то сугубо личные эмоции и счеты. Гораздо важнее то, что следующий мэр будет достаточно опытным в местной политике человеком, согласованным и принятым главными городскими центрами влияния. Эксперименты заканчиваются, новый глава Челябинска должен стать фундаментом стабильной политической конструкции в регионе на ближайшие годы.

Они возвращаются

           Внимание к деталям не является сильной стороной нашего политического класса, как и вообще людей, хоть в какой-то степени интересующихся политикой. Однако именно неочевидные для многих федеральные тенденции позволяют достаточно определенно судить о ближайших перспективах политического и избирательного процесса в регионах.

          Например, представляется важным то, какие именно «точечные» изменения Москва намерена вскоре внести в избирательное законодательство. Эти вопросы уже находятся в практической плоскости: заседание рабочей группы при администрации президента по совершенствованию избирательного законодательства, которую возглавляет Сергей Кириенко, пройдет 21 декабря (об этом сообщила вчера председатель ЦИК Элла Памфилова).

         Речь идет, в частности, о возможном переносе даты единого дня голосования, а также судьбе «муниципального фильтра» и необходимости сократить количество предоставляемых кандидатами документов. Такие решения могут быть приняты еще до того, как будет готов проект масштабной реформы избирательного законодательства.
         Что это значит для ближайших выборов в регионах (поправки могут начать работать уже в следующем году)?

          Необходимость перенесения единого дня голосования на местных и региональных выборах со второго воскресенья сентября на, вероятно, третье воскресенье марта (фракция КПРФ внесла в Госдуму такой законопроект) мотивируется проблемой низкой явки, так как основная часть кампании приходится сейчас на сезон летних отпусков. Это было понятно давно, но все же раньше речь о переносе дня голосования не шла. Почему это стало актуальным сейчас?

          Потому что «партии власти», как считалось (и это было верно до поры), выгодна возможность «сушить» явку и убедительно побеждать, приводя на выборы «свой» - то есть социально зависимый электорат, заранее отсекая при помощи муниципального фильтра сильных конкурентов и оставляя дома их сторонников.
             Теперь, как показали осенние выборы в регионах, это не работает – точнее, работает против кандидатов от действующей власти. Ведь «сушка» явки в условиях растущего недовольства населения приводит к тому, что на выборах начинает доминировать не лояльный (этих людей все труднее мобилизовать - к тому же главные рычаги такой мобилизации находятся теперь в руках местных бизнес-элит, далеко не всегда лояльных действующим губернаторам и мэрам), а протестный электорат, который активно приходит на участки и голосует за кого угодно, лишь бы «в пику» действующей власти. В результате «партия власти» терпит поражения, а качество региональной власти резко снижается, так как в нее «вдруг» попадают случайные, прежде «технические» персонажи.


          В таких условиях совокупной «партии власти» не остается ничего другого, как возвращаться к модели пусть регулируемых, но все же конкурентных избирательных кампаний, которые обеспечивают достаточно высокую явку и интерес избирателей, но выдвигают новые (точнее, хорошо забытые старые) требования к местным политикам: наличие лидерских качеств, умение вести публичную дискуссию, завоевывать доверие избирателей и поддержку местных элит.

              А поскольку существующие региональные элиты буквально закоснели в своем монопольном статусе, полностью утратили эти качества и совсем не хотят вновь учиться политической борьбе, приходится корректировать в сторону либерализации  «муниципальный фильтр» - речь идет о снижении числа подписей муниципальных депутатов для выдвижения кандидата, уменьшении процента территорий, где их требуется собрать, возможности для депутатов подписываться не один, а два или несколько раз, а также дифференциации этих параметров для парламентских и непарламентских партий.


          Все это, безусловно, откроет дорогу на выборы губернаторов, глав городов и районов тем людям, которые сегодня просто не имеют шанса туда попасть, а стало быть, вернет конкурентность региональным выборам (именно поэтому практически без перерывов продолжается "зачистка" Кремлем губернаторского корпуса: сегодня стало известно о скорой отставке глав Ульяновской и Белогородской областей Морозова и Савченко).
            Применительно к Челябинской области такие перемены означают резкое снижение и так мизерных шансов на электоральный успех нынешней «партии власти»: пока ее «лицами» являются непопулярный губернатор В.Дубровский и «вечный» глава Заксобрания и местной «ЕР» В.Мякуш, она обречена на провал на любых конкурентных выборах.


         А они, судя по всему, возвращаются.
 
             Эксперты ОНФ и Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» изучили информацию Росстата за 2017 год о здоровье детей в различных регионах страны. На основании этих данных они составили рейтинг регионов с плохими и лучшими показателями здоровья подрастающего поколения (по "группам здоровья детей").

             По итогам специального анализа Челябинская область вошла в список регионов с наибольшей долей детей, отнесенных к третьей-пятой группе, то есть с наибольшим риском для их здоровья.

             Этот список выглядит так: Ненецкий автономный округ (33,5%), Республика Ингушетия (28,4%), Челябинская (26,5%), Ярославская (25,9%), Нижегородская (25,7%) и Астраханская (24,8%) области, Санкт-Петербург (24%), Саратовская область (23,3%), Республика Дагестан и Свердловская область (по 22,3%).

             ОНФ настоятельно рекомендует властям регионов, где достаточно много детей отнесены к третьей, четвертой или пятой группе, проанализировать все факторы, влияющие на здоровье детей и максимально снизить риски, способствующие прогрессированию заболеваний. Это  наличие сбалансированного горячего питания в школах, регулярная физическая активность детей и внимательное отношение к экологической ситуации, работа с родителями для предотвращения воздействия факторов риска и другие. Также в каждом регионе важно обратить внимание на доступную и качественную медицинскую помощь для детей, особенно первичную, своевременно и бесперебойно обеспечивать их необходимыми лекарствами и медицинскими изделиями.

            В Челябинской области чиновники очень любят поговорить о будущем – как правило, в контексте различных пафосных и дорогостоящих «мегапроектов», однако, как оказалось, забывают о том, что будущее региона – это здоровье его жителей, детей – в первую очередь.

            Эти вопросы будут в числе первоочередных на съезде ОНФ, который открывается завтра в Москве и на котором ожидается выступление лидера движения, президента РФ В.Путина.
           Полпред президента в УрФО Н.Цуканов вчера впервые публично озвучил возможность переноса саммитов ШОС и БРИКС из Челябинска в другой город: это случится, сказал полпред, если местные власти допустят срыв графика работ на объектах саммитов.

             Местные власти, в лице губернатора Дубровского, разумеется, клялись, что построят все в срок, но полпред, видимо, усомнился и пообещал вернуться с новой инспекцией через два месяца. А пока поручил губернатору лично убедить горожан в том, что все объекты к саммитам ШОС и БРИКС будут сданы в срок – причем не на словах, как обычно. «Убедить вы должны своей работой» – подчеркнул полпред.

             Слова Цуканова многие в Челябинске расценили как подготовку общественного мнения к возможному переносу саммитов из Челябинска в Екатеринбург – об этом говорили и раньше, но теперь у такого сценария появились новые основания. Дело в том, что на прошлой неделе делегаты Международного Бюро выставок, представляющие 170 стран, выбрали Осаку, а не Екатеринбург городом, который примет ЭКСПО-2025. Надо ли напоминать, что все последние годы в столице Урала велась огромная подготовительная работа, в строительство объектов ЭКСПО вкладывались очень большие деньги: теперь эти масштабные сооружения, многие из которых уже готовы или почти завершены, остались без достойного применения на ближайшие годы, согласно планам подготовки к выставке.

             Достаточно посмотреть на огромный МВЦ «Екатеринбург-Экспо», имеющий суперсовременный Конгресс-центр площадью в 46 тысяч кв. метров с шестью конференц-залами (уже летом 2019 года там пройдет Глобальный саммит производства и индустриализации с участием глав 10 государств) – и сравнить его с унылым котлованом у допотопного челябинского цирка, чтоб сделать однозначный вывод: Екатеринбург уже сейчас готов к проведению саммитов любого уровня, тогда как в Челябинске все держится на «честном слове» Дубровского. В общем, сами понимаете.

              Возникает вопрос: какой смысл Москве вкладывать десятки миллиардов бюджетных рублей (особенно в нынешней сложной социально-экономической ситуации) в строительство новых масштабных объектов федерального значения в Челябинске, если они уже готовы - на гораздо более высоком уровне - в соседнем Екатеринбурге?

             В то же время, те проекты, которые реально сооружаются сейчас в Челябинске как коммерческие объекты (гостиницы и центр «Таганай»), давно планировались их владельцами без привязки к саммитам, будут завершены и отлично проживут без них (чего не скажешь об экономически бессмысленном «двухбашенном» Конгресс-центре на Миассе).

              Видимо, об этом сейчас серьезно думают в столице - именно поэтому область все еще не получила ни копейки из федерального бюджета «на саммиты», несмотря на постоянные мольбы челябинского губернатора; не сказал ни слова о федеральных траншах вчера и Цуканов (в этом контексте не выглядит удивительным недавнее заявление мэра Екатеринбурга А.Высокинского о том, что Челябинску не нужна дорогостоящая реконструкция аэропорта, через который мало кто и куда летает).

             Понятно, что для Дубровского отмена решения о проведении саммитов в Челябинске означает не только потерю огромных заказов для «дружественных» строителей (среди которых особо выделяется бизнес его семьи), но и практически мгновенную «политическую смерть»: вся его карьера до сих пор держится на тонкой ниточке весьма условных соображений про то, что он «обеспечивает подготовку саммитов» в Челябинске.

            Бесконечные инспекции федералов на челябинские «объекты саммитов» (скоро сюда приедет В.Мутко) говорят о том, что окончательное решение «на самом верху» еще не принято, а потому чиновники всех уровней стараются перестраховаться на всякий случай. Москва ничего не теряет, наблюдая конвульсии Дубровского: он ведь обещал Путину, что «справится сам» - ну так пусть справляется (жаль только, что заплатят за амбиции губернатора опять челябинцы, которые получат, вместо улучшения жизни или хотя бы ремонта своих кошмарных поликлиник, дыру в бюджете и помпезные, никому не нужные долгострои).

           В конце концов, выписать делегациям  билеты на Екатеринбург вместо Челябинска (как и отправить губернатора в отставку) – работа на полдня, от силы. Поэтому решение по саммитам будут принимать в «одном пакете» с решением по новому губернатору (а также по мэру Челябинска); в этом «пакете» намешано очень много разного, но времени впереди вполне достаточно – и до саммитов, и до выборов.

            Одно ясно прямо сейчас: карьерные соображения Дубровского, как и его бизнес-интересы, точно не станут определяющими для Москвы в описанной ситуации.
       
           Челябинск оказался за пределами списка первых 30 (!) городов России в рейтинге качества жизни, рассчитанном Финансовым университетом при правительстве РФ (Екатеринбург – на 6 месте).

           При этом губернатор Дубровский «наращивает медиаактивность» и рассказывает прессе уже о двух башнях на берегах реки Миасс, которые якобы появятся здесь в некоем светлом будущем. Самое пикантное состоит в том, что башни «ШОС» и «БРИКС» (удивительно красивые названия, не правда ли?) к саммитам ШОС и БРИКС построены точно не будут, а зачем они тогда вообще нужны (при том, что строить их Дубровский планирует за счет областного бюджета) – интересный вопрос, который в голову губернатору не приходит.



         Талантливый рассказчик. Хотя лучше бы он наращивал активность в повседневной работе и попробовал все же догнать по качеству жизни жителей столицы региона хотя бы Саранск или Йошкар-Олу.

          Но это, видимо, недосягаемая мечта даже для такого фантазера, как Дубровский. Не совсем то же самое, что бумажные замки на глазах у изумленной публики возводить. 

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner