podoprigora74 (podoprigora74) wrote,
podoprigora74
podoprigora74

Categories:

Ремонт бессмысленный и беспощадный

          Одним из самых громких скандалов начала 2020 года, связанных с пресловутой «подготовкой саммита ШОС», станет ситуация вокруг ремонта и реставрации здания челябинского театра оперы и балета, которые должны были завершиться осенью 2019-го, но оборачиваются очередным фиаско областных чиновников (после провалов реконструкции стадиона «Центральный», строительства шорт-трека, благоустройства центра Челябинска, ремонтов публичной библиотеки, картинной галереи, здания филармонии и т.д.) и растаскиванием больших бюджетных денег. Разумеется, эта история тщательно скрывается сейчас под покровом новогодних каникул.    

          Всего на ремонтно-реставрационные работы по зданию Оперного театра из бюджета области выделено, по разным данным, от 64 до 76,5 млн рублей, а областным бюджетным учреждением культуры «Государственный научно-производственный центр по охране культурного наследия Челябинской области» было проведено десять аукционов (частью не состоявшихся или отмененных УФАС). В итоге самый крупный контракт на сумму в 34,3 млн рублей достался фирме из Екатеринбурга ООО РРК «Ампир». Именно его исполнение (ремонт и реставрация фасада Оперного) вызывает наибольшее число вопросов.

         Работы должны были быть завершены в ноябре 2019 года, но этого не случилось и сегодня фасад Оперного выглядит так (снимки сделаны в воскресенье). Краски строители не пожалели, вопросов нет, но стоит присмотреться к деталям - и качество работ становится нестерпимо очевидным. 


















       Впрочем, еще летом прошлого года качество ведущихся на фасаде Оперного работ вызвало недоумение челябинцев и резкие оценки экспертов, которые привлекли внимание контролирующих организаций и прокуратуры. 



        В акте проверки (N 167/ 08-2019) Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области, было недвусмысленно отмечено, что «проводимые работы (капитальный ремонт фасадов) не соответствуют согласованной проектной документации, заключению государственной историко-культурной экспертизы от 30.11.2017 г. научно-проектной документации. Работы ведутся с нанесением ущерба для технического состояния объекта культурного наследия». Также в акте госкомитета было отмечено, что подрядчик продолжает работы, не устранив замечания, выраженные в предписании от 07.08.2019 г. (которые стали также предметом внимания прокуратуры).

        Комитет охраны объектов культурного наследия области приостановил в августе все работы на Оперном театре. «Пока все нарушения устранены не будут, разрешение на дальнейшее проведение ремонтных работ мы не дадим» – заявил тогда председатель госкомитета А.Баландин. Однако через месяц он был отправлен в отставку и работы возобновились, несмотря на то, что ни одно нарушение устранено не было (при этом Баландину лицемерно поставили в вину именно то, против чего он боролся).

        Наибольше вопросы уже тогда вызвала работа подрядчика с гранитными деталями фасада – базами пилястр и колонн, гранитными плитами крылец и ступеней театра. Историко-культурной экспертизой рекомендовалось заменять их лишь частично (гранит практически вечен), по-максимуму сберегая уникальный материал, перебирая и заменяя лишь явно непригодные фрагменты и сохраняя при этом «отбракованный» гранит для вторичного использования.

       Однако фактически ступени театра были заменены полностью с удалением существовавшей ранее под ними насыпи и заменой прежнего гранта на новый, не подходящий по внешнему виду и характеристикам (цельные плиты благородного серого гранита были заменены гранитной облицовкой веселенькой рыжей расцветки), что не только разрушает памятник историко-культурного наследия («демонтаж производится с разрушением материала», отмечено в акте), но и создает, по мнению экспертов, угрозы дальнейшей эксплуатации здания.





        На фотографиях, приложенных к акту госкомитета видно, как варварски сдирался вполне пригодный исторический гранит с цоколя, площадки перед центральным входом, ступеней – это явно делалось для того, чтобы уничтожить старый камень и за большие деньги поставить новый, искусственно увеличивая смету работ.











       Особо было отмечено плачевное состояние, характер складирования («навалом») и несоответствие количества гранитных деталей фасада здания: согласно ведомости дефектов, предоставленной организацией авторского надзора «ГенСтройПроект» заявленное количество гранитных деталей крылец, например, составляет 1800 штук, а согласно подсчету на месте их оказалось в наличии на площадке в августе 2019г. 769 штук (в том числе со сколами и повреждениями после демонтажа – 24 штуки, со значительными утратами – 10 штук). 



    Сегодня гранитные детали «хранятся» возле здания театра вот так.



        В итоге работы по ремонту цоколя оперного театра по контракту с «Ампиром» (и другими строителями) до сих пор не завершены и не приняты. При этом информация о расторжении контрактов или внесении в них каких-либо изменений (все работы и расчеты должны быть закончены в 2019 году) отсутствует, что является явным нарушением требований  44-ФЗ.

        Что касается «благоустройства» территории вокруг театра (пл. Ярославского), то она вызвала в конце прошлого года еще больше нареканий челябинцев, работы там также по сей день не завершены.


 
       Заметим попутно, что также не приняты и не оплачены работы по ремонту публичной библиотеки, пассажу братьев Якушевых (картинная галерея), областной филармонии и здания госпиталя (Цвиллинга, 2). То есть в 2019 году было провалено практически все – как в рамках подготовки к саммиту ШОС, так и в рамках нацпроектов. Как чиновники собираются оплачивать в 2020 году работы, которые должны были быть по контракту и плану-графику выполнены в ноябре 2019 года, сказать трудно, любая проверка быстро выявит эти вопиющие нарушения.

       Здесь нужно подчеркнуть, что речь не идет «всего лишь» о срыве сроков исполнения контрактов (дескать, «летом все исправим и закончим», как любят отбрехиваться наши чиновники). Суммы контрактов на следующий год не переносятся, следовательно, нужно отыгрывать новые конкурсы, а это не просто лишние расходы бюджетов - это нельзя по закону сделать по работам, которые должны были быть завершены и оплачены в прошлом году из уже выделенных средств.

      Поэтому строителей (точнее – нанятых местными бизнесменами за три копейки «трудящихся Востока») просто обяжут доделывать все без дополнительных оплат. А это значит, что работы, и так отвратительно выполненные, будут завершаться как попало, в авральном режиме по принципу «и так сойдет» - и так же не глядя приниматься в преддверии летних «мероприятий саммита ШОС».

        А через год-другой, когда все наспех скроенные швы разойдутся, а пришпандоренная кое-как облицовка отвалится, город получит на десятилетия вперед не отреставрированные, а изуродованные объекты истории и культуры - при том, что денег на новую реконструкцию никто уже не выделит («отреставрированный» памятник Ленину у всех пред глазами).



        О новых сроках завершения работ власти молчат, что понятно: наши чиновники любят потрещать в дрессированных СМИ о том, как хорошо здесь все будет лет через 10-15, но не в состоянии продемонстрировать людям ни одну конкретную, качественно и в срок исполненную работу, важную для жителей города и области. Даже при том, что все проекты, о которых идет речь, полностью и своевременно обеспечены общественными деньгами. Десять месяцев пребывания у власти администрации А.Текслера не дали в этом смысле ни одного положительного результата, зато громких провалов «на ровном месте» - хоть отбавляй. Но дело не только в вопиющей неэффективности «новой старой власти».

       Необходимо отметить, что усилиями областных и городских чиновников вокруг «объектов культурного наследия» (как реальных, так и мнимых) активно формируется новый коррупционный рынок "освоения" больших бюджетных средств, разрешений и согласований, тесно связанный с рынками строительства и недвижимости. Не случайно практически все указанные выше проекты курирует в областном правительстве вице-губернатор С.Шаль, а руководство Комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области, выступавшее категорически против варварского ремонта Оперного театра и других, разрушительных для памятников истории и культуры проектов, было заменено осенью на покладистых молодых людей, не имеющих никакого профессионального отношения к этой сфере (биографию нового руководителя комитета даже постыдились выкладывать на официальном сайте). Теперь здесь можно делать все, что угодно.

         Мы обязательно будем говорить обо всем этом в наступившем году - тем более, что на очереди «реставрация» таких знаковых для Челябинска монументов, как памятник Курчатову и «Орленок» (видимо, по обкатанным на памятнике Ленину схемам – фирмами, близкими областным чиновникам).

        Что касается здания Театра оперы и балета, то это слишком значимое для города сооружение (как, впрочем, и стадион или шорт-трек, а также публичная библиотека, филармония, картинная галерея и другие объекты культурного наследия), чтобы откровенные халтура, некомпетентность и воровство при ремонте и реконструкции остались незамеченными. Ведь еще год такой «реставрации» и в Челябинске будут безвозвратно загублены немногие сохранившиеся здесь памятники истории и культуры.

        Едва ли жители города будут к этому так же равнодушны, как сосланные сюда отбывать свою «вахту» чиновники.         
Tags: Оперный театр, Челябинск, коррупция, разрушение, ремонт, реставрация, саммит ШОС, скандал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments