?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

         Перед праздниками мало кто обратил внимание на спор, возникший между губернатором Челябинской области Б.Дубровским и федеральным Минфином, о котором написал РБК. Между тем, эта история говорит о том, что в Москве решили пресечь слишком явные вольности губернаторов в обращении с бюджетными деньгами, а губернатор Дубровский не побоялся вступить из-за этого в открытый конфликт с центром: кажется, право непрозрачно расходовать бюджет приобретает особую ценность в преддверии саммита ШОС.

        Эта чисто бюрократическая, на первый взгляд, коллизия интересна еще и тем, что в сфере использования бюджетных денег Дубровский, по сути, вернулся к схемам и практикам своего предшественника М.Юревича – мы с коллегами раскрывали их уже тогда. Результат тоже может оказаться похожим.
      
       Дело в том, что сейчас Минфин ввел новый индикатор для оценки качества управления региональными финансами: он устанавливает целевой показатель по количеству поправок, который вносят власти области в бюджет своего региона, на уровне не более четырех раз в год.

              Губернатор Дубровский в своем письме в Минфин не согласился с этим, он уверен, что корректировки лишь повышают эффективность бюджетных расходов. В Минфине ответили: частое внесение изменений в бюджет заксобраниями указывает на низкое качество бюджетного планирования. Если же региону необходимо внести изменения после выделения дополнительных средств из федерального бюджета, то можно ограничиться поправками не в бюджет, а в сводную бюджетную роспись (план распределения доходов и расходов, не нуждающийся в законодательных поправках). Челябинский губернатор спорит и с этим: по его мнению, такой подход противоречит принципу открытости бюджетного процесса и ведет к отсутствию парламентского контроля. Очень неожиданная для Дубровского борьба за открытость, увидим, что это неспроста.

        В чем заключена скрытая от посторонних глаз суть этого конфликта?

        Она в том, что именно принятая на вооружение областными властями еще со времен М.Юревича практика частых внесений изменений в бюджет в течение года по «ускоренной» процедуре (без соответствующих обоснований, слушаний и экспертиз), дезавуирует само понятие открытости и парламентского контроля над бюджетным процессом, зато позволяет губернатору брать из бюджета столько денег, сколько и когда ему потребуется для бесплатной поддержки (бюджет не банк, он не берет проценты) того или иного проекта, который намерены реализовывать хорошо понятные ему частные компании.
            Как это было, например, с незапланированным и толком не аргументированным выделением 250 млн авиакомпании «Ямал», выделением более 3 млрд руб на строительство челябинского конгресс-холла (который, видимо, не построят), выделением многомиллардных бюджетных гарантии Группе ЧТПЗ под контракты с ММК и так далее. Это намного больше, чем позволял себе Юревич.


         Как ни смешно звучат слова о «парламентском контроле» применительно к депутатам Заксобрания Челябинской области, оказывается, что даже этим послушным людям объяснять и доказывать необходимость выделения новых больших денег на тот или иной проект, губернатор не хочет – он хочет просто брать деньги из бюджета области тогда, когда это ему потребуется. А потому отстаивает перед Минфином практику бессчетных и произвольных изменений бюджета области в течение года.

        Но депутаты (такие, конечно) губернатору все же нужны – иначе отвечать за решения о  расходовании этих бюджетных средств придется ему лично, чего сильно не хочется. Да и зачем, если имеется специально для этого используемый орган коллективной безответственности – ЗСО. Именно поэтому, довольно лицемерно прикрываясь словами о необходимости открытости и парламентского контроля, губернатор не соглашается с предложением Минфина включать незапланированные изменения  в бюджетную роспись, без рассмотрения в Заскобрании – то есть под свою личную ответственность.

        В этом суть конфликта – Минфин (ввиду того, что "денег нет") решил бороться с практикой постоянного залезания губернаторов в «бюджетный карман» регионов, а губернатор Дубровский первым «вышел из окопа», возглавив протест и борьбу за право глав областей «кормиться» со своих территорий. Видимо, слишком много обязательств набралось.

         Экономист Сергей Гордеев описал и проанализировал такую практику челябинских губернаторов еще осенью 2013 года: она состоит в намеренном создании чиновниками временного «виртуального» дефицита бюджета, который финансируется за счет других статей бюджета, а потом исчезает.
          Говоря иначе, в течение года, при появлении «новых потребностей» в финансовых средствах, чиновники правительства области легко включают в бюджет (и ускоренно проводят через ЗСО) дополнительные расходы, не отраженные в первоначально утвержденном бюджете. В качестве источника средств, который в реальности отсутствует (а указать источник доходов - требование бюджетного кодекса), определяется искусственно созданный дефицит бюджета. Реального заимствования средств при этом не происходит и фактический дефицит бюджета не увеличивается: финансирование просто осуществляется за счет других статей.

        "Подобный, "сверхлиберальный" подход к изменению структуры бюджета, в сочетании с консервативной политикой ограничения общей суммы расходов, принципиально расходится с общими трендами развития бюджетной системы в направлении прозрачности и лучшего планирования, а также контроля за расходами" - писал С.Гордеев.
            «Следствием подобной экономической политики являются новые риски дефицита бюджета. На уровень региона переходят риски коммерческих структур по невозврату инвестиционных кредитов, полученные под гарантии областного бюджета. Вероятность невозврата этих кредитов в кризисный период заметно возрастает. По этим гарантиям сумма вынужденных платежей бюджета может составить по 2013 году около 10 млрд.руб. При таком, крайне нежелательном сценарии, эта сумма из виртуального дефицита перейдет в фактический, что резко ухудшит финансовые показатели региона».

       «Требования к расходованию бюджетных средств и далее будут ужесточаться. Впрочем, уже сейчас очевидно, что подобная практика управления в регионе выглядят анахронизмом и требует серьезных корректировок».

          Все это было сказано, повторимся, в 2013 году, но продолжает оставаться актуальным сегодня – особенно в свете описанного конфликта губернатора с Минфином РФ. Заметим, что после назначения А.Кудрина, прекрасно знающего «финансовую кухню» губернаторов, главой Счетной палаты, финансовое своеволие  местных начальников, привыкших к тому, что бюджеты – это их карманные банки, станет довольно рискованным делом. Особенно если губернатор готов публично бороться с федеральным центром за столь важную для него феодальную привилегию «кормления» с этой территории.

 

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner