?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О конкретно эпохальном

          В последнее время областные чиновники стали все чаще вспоминать про челябинское метро, настаивая на необходимости его достройки. Возможно, дело в том, что источники коррупционных доходов в условиях инвестиционного спада иссякают, а возобновление полномасшабного строительства на бюджетные деньги – отличный способ поправить дело, ведь опыт по этой части в Челябинске наработан солидный (злоупотребления в метрострое эпохи Юревича все еще расследуются). Для самих челябинцев это будет значить лишь введение еще одного негласного налога – на строительство и содержание никому здесь теперь не нужного метрополитена.

         Напомним, что строится первая очередь челябинского метро – от ЧТЗ до «Торгового центра» больше 25 лет – при том, что город развивается в совершенно других направлениях, на ЧТЗ больше не работает 70 тыс. человек, которым нужно регулярно добираться в центр, а «ТЦ» давно уже не единственный и не главный торговый центр в Челябинске.

        По расчетам эксперта Якова Гуревича, за это время суммарно потрачено на строительство и содержание сооруженных объектов более 10 миллиардов рублей, а сейчас частные фирмы «осваивают» от 500 млн до 1 миллиарда бюджетных рублей в год только на поддержание стройки в безопасном состоянии – и конца этому не видно. Понятно желание чиновников непременно строить метро еще хотя бы лет 20-25.

        Если допустить, что первая очередь все же будет построена, то лишь на содержание сооружений потребуется около миллиарда рублей в год, не считая расходов по подвижному составу. Гуревич вспоминает, что еще при губернаторе П.Сумине, в 2004 году, он предоставлял правительству расчеты, говорившие о том, что себестоимость проезда по этой ветке составит порядка 100 рублей (если учитывать только подвижной состав). В Казани тогда тоже не верили в такие цифры, но когда там запустили первую, более эффективную, чем в Челябинске, ветку, издержки составили 86 рублей на поездку.

         С учетом инфляции себестоимость одной поездки на метро в Челябинске сегодня можно оценить в 200 рублей. Разумеется, за такие деньги никто к метро и близко не подойдет – цена поездки должна быть конкурентной, не выше чем на маршрутке или трамвае. Значит, доплачивать будет бюджет. В Омске, где ситуация примерно такая же, решили законсервировать строительство метро, построив одну станцию и думают теперь, как использовать недострой во благо города. Аппетиты челябинских чиновников не позволяют им столь же трезво оценивать ситуацию. Когда губернатор Дубровский говорил на встрече с экспертами, что засыпать ненужные туннели очень дорого, это стоит 18 млрд. рублей, Я.Гуревич доказывал ему, что это стоит всего 3 млрд. Омский опыт это теперь подтверждает.

         Подсчеты свидетельствуют о том, что после ввода первой очереди метро потребуется около 1,5 миллиарда бюджетных компенсаций расходов по перевозкам пассажиров ежегодно. А с учетом затрат на содержание инфраструктуры - около 2,5 млрд. в год.

         За эти деньги (без учета гигантских вложений в собственно строительство), вынутые из карманов не только всех жителей области, но и страны (без поддержки федерального бюджета стройка невозможна) челябинцы получат счастливый шанс проехаться на метро от Торгового центра до ЧТЗ.

              Оно и вправду того стоитили хватит кормить этих ребят, пока они не лопнули?


                P.S.   Еще из «той же оперы»: все официозные СМИ региона торжественно сообщили, что Д.Медведев подписал распоряжение «о строительстве ВСМ Челябинск – Екатеринбург», а губернатор Дубровский даже назвал это «эпохальным событием». Это, конечно, не так. На самом деле премьером подписано распоряжение о включении дороги в Транспортную  Стратегию РФ от 2008 года, а это очень разные вещи.

          Стратегия – общий, рамочный документ, туда много чего включено в качестве целевых установок (проекты планируются, но реализуются они лишь при наличии денег и прочих условий). Однако, учитывая, что с 2008 года ни один проект ВСМ и СМ (в том числе куда более значимые, например Москва-Казань) из этой Стратегии не был реализован и даже начат, обозримое будущее челябинской магистрали в сложившихся экономических реалиях вполне понятно: не в этой жизни.

           И, слава Богу – ведь еще один налог на население был бы, только гораздо больше: там о 180 бюджетных миллиардах  речь, с последующем содержанием частной дороги из бюджета. Схема та же, что и с метро, ведь себестоимость поездки будет запредельной.

          Глядя на претензии областной власти и наблюдая полет мысли губернатора Дубровского, кажется, что регион просто купается в бюджетных деньгах, их банально некуда девать. Хочется не переставая благодарить власти за эпохальные замыслы и дерзость мечтаний. Однако, при взгляде на состояние местного здравоохранения, к примеру, начинают невольно терзать смутные сомнения – а может, вместо метро и ВСМ все же в районные больницы лекарства и кровати купить?
  

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner