?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Точки риска

          Заместитель председателя Общественной палаты Челябинска, экономист Сергей Гордеев опубликовал экспертную оценку трех наиболее существенных экологических угроз Челябинской агломерации –  городской свалки, призванного заменить ее Полетаевского полигона ТБО (вместе они образуют "челябинскую систему свалок") и Коркинского угольного разреза (статья «ОСОБЕННОСТИ  ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ РАЗВИТИЮ ЧЕЛЯБИНСКА И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ»). Работа ученого, положенная в основу этой статьи, будет предложена для совместного обсуждения рабочих групп регионального ОНФ и Общественной палаты города для выработки решений в контексте поручений, сделанных в ходе работы в регионе министра экологии РФ С.Донского.

        Почему были взяты, прежде всего, эти объекты?

         Помимо «промышленных» масштабов загрязнений атмосферы территорий, подробно описанных в материале Гордеева (особенно впечатляет визуальное сопоставление этих объектов в едином масштабе с центром Челябинска), это очень опасные, в силу своей специфики, природно-технологические объекты.  Здесь, одновременно с технологическими, идут природные, саморазвивающиеся, а потому трудно контролируемые процессы, непрерывно генерирующие загрязнения окружающей среды, которые создают серьезные риски здоровью населения, качеству жизни и системам жизнеобеспечения. Во что все это может вылиться, мы наблюдаем сейчас в Подмосковье; к тамошним событиям привели ровно те же процессы, которые идут сейчас вокруг полигона ТБО в челябинском Полетаево.



       Вместе с тем, регулирование таких объектов (в отличие от изменения федерального законодательства или перехода предприятий на лучшие доступные технологии)  – прямая и исполнимая задача территориального развития, полностью находящаяся в компетенции региональных и местных властей. Ее можно и нужно решать, не дожидаясь особых федеральных распоряжений: тем более, что центр готов оказывать области всяческую поддержку (я бы добавил сюда же и программу озеленения, воссоздания «зеленых щитов» городов области, давно сформулированную местным экспертным сообществом и ОНФ, но игнорируемую чиновниками).

       Проблемы накопленного вреда объектов с природной основой загрязняющих процессов невозможно устранить простым административным решением, как это сейчас пытаются делать власти области, уповая лишь на коммерческих «региональных операторов», которые якобы придут и все решат. Частичные и не до конца просчитанные решения приводят здесь лишь к трансформации одних проблем в другие, еще более сложные, отмечает С.Гордеев. В простейшем виде это выглядит как «перетекание» одной свалки в схожую новую, со всеми старыми, а также дополнительными рисками загрязнения среды и необоснованных потерь для населения (недопустимость такого подхода недавно вновь подчеркнул президент В.Путин).

       Очевидно, что для каждого такого объекта необходима конкретная социально-экономическая программа по ключевой задаче «от преобразования к развитию». Здесь к самим проблемным объектам добавляются прилегающие территории (зоны негативного влияния). Приоритет таких комплексных программ - максимально эффективное социально-экономическое пространственное развитие при соблюдении экологических ограничений.

      Особым условием для ликвидации угроз населению от таких специфических объектов является подготовка развернутого экономического и финансового обоснования, связанного с рекультивацией территорий. Финансовые результаты бизнеса, связанные с эксплуатацией таких объектов, пока еще не включают всю совокупность затрат на рекультивацию. Такие «остаточные» затраты неизбежно переходят в разряд вынужденных бюджетных расходов, нередко превышающих региональные возможности и потому реализуемых не полностью и с большими задержками.

       Сергей Гордеев отмечает, что подобная дополнительная бюджетная нагрузка, исчисляемая многими миллиардами рублей, невозможна для Челябинска. Из рассмотренных объектов пока только Коркинский разрез попадает в новый бизнес - проект с полным финансовым обеспечением рекультивации территории (частичная засыпка карьера материалами Томинского ГОКа). Дополнительным условием региональной интеграции таких объектов в сложных условиях, обуславливающих социальную напряженность, становится информационная составляющая, ориентированная на формирование общественного доверия и предусматривающая публичность и прозрачность разработки программ, механизмов их обсуждения и принятия, мониторинга и контроля.



       Поиск общественно приемлемых решений здесь связан с изучением не локальных экологических, а комплексных социо-эколого-экономических проблем развития территорий. В дальнейшем это позволит перейти к систематизации и оценке совокупности рисков и конкретным шагам по их минимизации. В противном случае суммарные потери территорий и населения от некорректных решений могут оказаться непропорционально велики и заложить новые масштабные социально-экологические риски и угрозы вместо ликвидации старых.

      Эти проблемы уже давно находятся в центре внимания общественности, Общественных палат и Общероссийского Народного фронта. Сразу по завершении кампании по выборам президента РФ необходимо приступать, наконец, к их практическому решению на основе серьезного научного анализа и под жестким общественным контролем. То, насколько серьезно отнесутся к этому власти, покажет и настоящую цену нынешней «перезагрузки» руководства областного Минэкологии. 

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
valera_uralsib
Mar. 12th, 2018 08:12 am (UTC)
Не представляю "жёсткий общественный контроль" без власти и денег, а вот арест суровых общественников - легко. Если система не откроет доступ народным активистам к власти, "всё пропало, шеф".

Edited at 2018-03-13 05:35 am (UTC)
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner