?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

        Проблема городских свалок и организации работы с твердыми коммунальными отходами выходит сейчас в крупных регионах на первый план и превращается в политическую по двум важным причинам.

        Во-первых, бизнес на бытовых отходах уже сравнивают с нефтедобычей по коммерческой привлекательности – это огромный, обеспеченный деньгами населения и во многом пустующий на сегодня рынок: "на кону" миллиарды рублей. Во-вторых, именно потому, что доходы бизнеса формируются здесь за счет тарифов для населения, этот рынок является чрезвычайно социально чувствительным – особенно в преддверии крупных политических кампаний. Попытки региональных властей утвердить на нем позиции «дружественных» фирм рождают острые конфликты и провоцируют риски усугубления «мусорной» проблемы в больших городах. Все это в высшей степени характерно для Челябинска.   

       Торги на право заключения контракта по отбору регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Челябинского кластера вновь остановлены после поступления в УФАС жалобы компании «Спецпроект» - «Чистый город» на ограничение доступа к участию в торгах. Рассмотрение этой жалобы проходит сегодня, 11 января.

      Участники рынка обеспокоены критической ситуацией в сфере обращения с отходами региона: область и муниципальные образования, входящие в кластер, испытывают дефицит объектов ТКО, что негативно сказывается на экологической ситуации; все это тормозит реализацию крупномасштабной реформы в области обращения с отходами и провоцирует недовольство населения, так как чревато одномоментным ростом тарифа даже не на десятки процентов, а в разы.

       В конце прошлого года на встрече с министром экологии РФ С.Донским президент В.Путин специально остановился на проблеме городских свалок. «Нужно плотно работать с регионами, очень плотно, потому, что нельзя поощрять ситуацию, когда в одном месте полигон закрывают, а в другое место в совершенно неконтролируемом масштабе начинают свозить, на неподготовленные площадки, опять рядом с жильём и так далее. Это вызывает абсолютно законную негативную реакцию людей» - сказал Путин.

       Это в особенности касается Южного Урала - регион совершенно не готов к закрытию гигантской городской свалки Челябинска, которое должно было произойти 1 января 2018 года: вывозить отходы миллионного города некуда, так как ни один альтернативный полигон не готов к принятию огромных объемов отходов миллионного города, здесь отсутствует проработанная транспортная логистика вывоза отходов, не осуществлен подбор земельных участков под строительство соответствующих объектов, не проведены необходимые инженерные изыскания по земельным участкам, на которых планируется строительство полигонов. При этом число несанкционированных свалок (это то, о чем говорил президент) растет и уже достигло 324, по данным регионального ОНФ, который давно мониторит эту ситуацию.

         Минэкологии Челябинской области пытается сейчас отыграть открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в отношении обработки, накопления, утилизации, размещения ТКО, однако максимальная сумма на построение объектов в 3,5 млрд рублей, заложенная в конкурсной документации, неоправданно высока, считают в Ассоциации организаций и предпринимателей в сфере обращения с отходами Челябинской области: стоимость аналогичных объектов по стране не превышает 2 млрд рублей при применении оптимальных технологических решений.
        В зависимости от стоимости строительства вышеуказанных объектов будет формироваться тариф для населения, размер которого может варьироваться от 250 до 450 рублей. Понятно, что таким образом закладываются многолетние прибыли конкретных фирм, однако оплачивать их придется населению.

       Очевидно, что областные власти, в нарушение порядка работы по обращению с отходами, установленного законодательством, торопятся провести конкурсы и передать серьезные денежные потоки «избранным» концессионерам (как это уже произошло в Магнитогорске), что грозит дезорганизацией процесса вывоза и утилизации отходов, «мусорным коллапсом», резким скачком тарифов и всплеском недовольства населения.
        Концессионный конкурс был приостановлен арбитражным судом Челябинской области в целях недопущения нарушения прав потенциальных участников. Однако Минэкологии, не утвердив победителя концессионного конкурса и не дождавшись решения суда по этому поводу, объявило торги по выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера.

       По мнению экспертов, это совершено преждевременно - с учетом отсутствия заключенного концессионного соглашения в зоне деятельности регионального оператора и отсутствия даже примерного тарифа на захоронение на данном концессионном объекте. Да и сама документация о конкурсном отборе регионального оператора содержит большое количество изъянов. Территориальная схема обращения с отходами, на которую ссылается организатор торгов, принята с нарушением законодательства, так как утверждена в отсутствие утвержденных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, при формировании критериев отбора победителя конкурса не учтены требования действующего законодательства.

      Каким образом областные чиновники в отсутствие планируемого тарифа на размещение ТКО и норм накопления ТКО рассчитали максимальную приведенную стоимость услуги регионального оператора, остается большой загадкой для специалистов.

      В соответствии с существующими основами ценообразования в области обращения с ТКО и в соответствии с методикой расчета стоимости услуг регионального оператора, должен учитываться тариф на захоронение отходов на объектах размещения ТКО, подлежащих созданию и являющимися предметом концессионного конкурса. Не включение в расчет максимальной приведенной стоимости услуг регионального оператора затрат на захоронение отходов на концессионном объекте приведет к ситуации, когда необходимая валовая выручка оператора в год ввода в эксплуатацию концессионного объекта превысит стоимость его услуг, определенной по результатам конкурсного отбора. Это приведет к возникновению убытков по организации деятельности по обращению с ТКО в соответствующем году и в недалеком будущем оператор будет вынужден свернуть свою деятельность, оставив Челябинский кластер без налаженной системы обращения с ТКО.

      Все это закладывает совершенно неоправданные социальные риски в регионе и потому должно быть предметом пристального внимания общественности и местных властей.

      

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner