?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

         Челябинская мэрия спешно выводит активы муниципальных предприятий, нарастивших огромные долги, в фирмы, которые либо являются частными, либо будут акционированы и возглавляются согласованными с чиновниками бизнесменами. Это не только создает угрозы для кредиторов, но и формирует серьезные риски в системах жизнеобеспечения, снижая и так ничтожный контроль городских властей за состоянием общественного транспорта, теплоснабжения и благоустройства.

        Имущество и персонал МУПа-банкрота «Челябинский автобусный транспорт» переводятся в ООО «Общественный городской транспорт», руководит которым известный «маршрутчик», а МУП ЧКТС, собирающий средства потребителей за тепло, будет акционирован, а потом, скорее всего, приватизирован - заявил на днях глава Челябинска Е.Тефтелев. Что будет с огромными долгами МУПов (долг ЧКТС перед поставщиками тепла стабильно держится на уровне, близком к 2 млрд. рублей, давно возглавив антирейтинг РФ), чиновники не уточняют.

        Обосновывается подобная реорганизация МУПов (по сути их «ползучая» приватизация) крайне невнятно. Тефтелев говорит, что «акционерное общество — наиболее эффективная форма управления», так как там есть совет директоров, а в  перспективе можно будет часть акций продать, оставив за муниципалитетом контрольный пакет. Это странная позиция главы города, который почему-то считает, что МУП, напрямую отчитывающийся перед властями города и управляемый ими, хуже контролируется, чем акционерное общество. Может быть, дело в том, кто и как управляет городской собственностью?

        Мы уже приводили здесь свои соображения:  проблема многих муниципальных предприятий Челябинска заключается в том, что они фактически работают на то, чтобы превращать бюджетные деньги в небюджетные и выводить их в коммерческий сектор, одновременно разоряя сами МУПы и наращивая долги бюджета. Проверками было установлено, что деятельность МУПов и частных фирм в Челябинске часто не поддается разграничению (общие сотрудники, занимаемые помещения, имущество, идентичная деятельность). Причем, как правило, издержки и долги достаются городу, а прибыль – частникам.
        Теперь эту схему перевода стабильных денежных потоков из карманов горожан в частные фирмы чиновники торопятся узаконить, акционировав и приватизировав муниципальные предприятия.

         Такая политика оборачивается значительными рисками как для муниципальных финансов (город несет субсидиарную ответственность за свои МУПы), так и для нормального прохождения отопительных сезонов, транспортного обслуживания, благоустройства. Ведь речь не о неких абстрактных "активах", но о системе жизнеобеспечения города - почему мэрия добровольно отдает ее «в добрые руки» частников? Ведь, при отсутствии конкуренции, у них нет мотивов улучшать качество услуг, снижать или стабилизировать тарифы – их интерес лишь в том, чтобы собирать «живые деньги» с населения во все больших объемах.

        Широко разрекламированная властями новая схема платных парковок в Челябинске, призванная побудить горожан «пересесть в общественный транспорт», кажется, имеет ту же цель: поскольку эффективный общественный транспорт в городе успешно ликвидируется, горожанам придется пересаживаться на убогие, но прибыльные маршрутки, работающие по «серым» схемам – видимо, это более чем устраивает городских чиновников.  

           Вспомним, что тот же  МУП ЧКТС конструировался в свое время сити-менеджером Челябинска С.Давыдовым (при участии высокопоставленных областных чиновников) именно как посредник в расчетах между производителями тепла и населением. В МУПе теперь кивают на неплательщиков-горожан, но проверить и подтвердить это не представляется возможным. Если перевести потребителей на прямые расчеты с поставщиками тепла, не случится ничего, кроме того, что из этих отношений «выпадет» звено, позволяющее зарабатывать на посредничестве и задержках платежей. Но это ударит по интересам влиятельных людей, а потому ничего не меняется, долги МУПов растут, превращаясь в гигантскую «субсидиарку» челябинского бюджета – то есть в долги всего городского сообщества.


         Есть такие данные: «Фортум» продает 1 гигакаллорию за 800 рублей, а потребители платят за нее ЧКТС уже 1300 рублей. Кажется, именно в этой «разнице» - точнее, в том, кому и на каких основаниях она уходит - суть и цена вопроса. Именно за нее, похоже, бьются городские власти - но не в интересах горожан и местного бизнеса, а в интересах конечных бенефициаров доходной схемы. Для того, чтобы ее окончательно легализовать и узаконить, видимо, затевается история с акционированием и приватизацией МУПов – учитывая тот немаловажный факт, что персональный состав прежних бенефициаров изменился – кто-то нынче в Лондоне, кто-то в Испании, а кто-то, может быть, даже в Австралии.    
           Была надежда, что это наследие администраций Юревича-Давыдова будет ликвидировано и город начнет напрямую эффективно управлять своим имуществом в интересах населения. Но, кажется, нынешние власти не намерены менять удобную систему, а лишь корректируют адреса и статус конечных выгодоприобретателей. Их интересы приоритетны, тогда как город теряет реальный контроль над системами жизнеобеспечения, провоцируя дальнейший рост тарифов и недовольство людей.


        Это касается не только ЧКТС, корни проблем челябинских транспортных МУПов растут отсюда же. Цифры субсидиарной ответственности бюджета по долгам «Челябавторанса» колеблются от 500 млн. до 1 млд. рублей. На городе «висят» долги по освещению и озеленению (МУП «Горзеленстрой» давно превратился в одноименное ООО, как и МУП «Горсвет») примерно на 200 млн. руб., а также по другим работам. На сегодня уже вынесенных судебных решений набралось на 130 млн. рублей (а суды еще идут и сумма неизбежно возрастет), тогда как в бюджете на 2017 год на эти цели заложено лишь 30 миллионов. Еще примерно 1,5 миллиардов (!) набралось по неоплаченным работам «дорожной революции». Проверки выявляют все новые нарушения в челябинских МУПах, ставших предельно непрозрачными структурами.
        
           Пресловутая «муниципальная реформа» оказалась тут очень кстати, так как неизбираемые и несменяемые депутаты городской Думы не задают «лишних» вопросов, штампуя любые решения мэрии: городское хозяйство управляется из рук вон плохо, но все делают вид, что ничего не происходит. Сегодня из всех общественных сил региона прямой связью между состоянием и статусом городских систем жизнеобеспечения с одной стороны, и динамикой тарифов – с другой, всерьез интересуется только ОНФ: в его региональном отделении намерены сделать эту тему максимально публичной. Требуется найти решение проблемы для городского сообщества, а не для тех, кто зарабатывает на его трудностях, заботливо их выращивая.

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner