?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

      Нет сомнений в том, что тема N 1 политической повестки наступившего года – подготовка к выборам Президента РФ весной 2018-го. Для Челябинской области, как и для ряда других регионов страны, это ставит в качестве первоочередного вопрос о явке избирателей (повестка выдвижения кандидатов и предвыборной борьбы – сугубо федеральная, поэтому мы не будем здесь ее касаться).

      Уровень явки определяет легитимность и авторитет избранного президента, а потому именно этот сюжет будет во всех смыслах ключевым для глав регионов, избиркомов и отделений «партии власти» (как и других политических структур). В СМИ уже прошла «утечка» о якобы заданной на уровне замглавы администрации президента С.Кириенко планке – 70%. Конечно, такая сверхзадача едва ли будет официально озвучиваться, но понятно, что губернаторы осознали, к чему следует стремиться, и как будет оцениваться их политическая эффективность.

      Главной проблемой становится то, что достижение очень высокого уровня явки требуется теперь не любой ценой, а теми способами, которые ни в коем случае не грозят поставить под вопрос в глазах населения и наблюдателей (при прогнозируемой открытости выборов и подсчета голосов) качество легитимности победителя. То есть, без избыточного административного давления, скандалов и фальсификаций.
      Понятно, что всего этого не избежать в той или иной мере, но рамки допустимого будут заданы очень жесткие. И это будет не тот случай, когда «победителей не судят»: выводы о способности руководителей работать в новых условиях будут сделаны обязательно. Разумеется, сам уровень выборов, весеннее голосование и федеральная кампания серьезно повысят активность избирателей, но этого будет недостаточно, учитывая «низкую базу», с которой придется стартовать Южному Уралу.

       Последняя по времени избирательная кампания (выборы в Госдуму) дала здесь негативный результат. Поскольку негласно признавалось, что для убедительной победы списка «Единой России» оптимальной является как раз низкая явка, местная «партия власти» и областные чиновники явно переусердствовали в пассивности, дав показатели значительно ниже среднероссийских - как по поддержке «ЕР» (38,11% ), так и по явке (44,6%); при этом особенно «просели» крупные города. Спасло явку от полного провала лишь возвращение «одномандатников», обострившее конкуренцию в ряде округов.

       Это задает для Челябинской области трудновыполнимую без серьезных политических новаций задачу: как поднять уровень явки в регионе минимум в полтора раза без риска нарушений избирательного законодательства и дискредитации итогов голосования? Учитывая также особо пристальное внимание ЦИК к Челябинской области.
      Никакие отставки и перестановки в региональной «ЕР» здесь не помогут: для населения эти персонажи не имеют значения, а способность местных штабов к мобилизации электората вызывает скорее опасения, нежели оптимизм.

       Но есть другой политический механизм, уместный и эффективный для решения проблемы явки. Это совмещение федеральной повестки с жизненно важными для населения местными вопросами. Принципиальным решением было бы возвращение выборности мэров крупных городов, к чему избиратели давно готовы и хотят этого. Однако для начала можно ограничиться разрешением провести местные референдумы на эту тему, совместив их с голосованием на президентских выборах (на Южном Урале - в нескольких крупнейших и наиболее проблемных с точки зрения явки городах – Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Миассе).

         Что это может дать?

      Во-первых, это значительно повысит интерес к выборам, дав людям ощущение того, что они реально повлияют своим походом на избирательный участок не только на «судьбоносный» (но во многом предопределенный) выбор пути развития страны в целом, но и на качество повседневной жизни в родном городе и районе. Для «партии власти» появляется возможность перехватить у оппозиции популярную среди горожан повестку.
      Во-вторых, это разнонаправлено «канализирует» позитивные ожидания и протестные настроения: первые уйдут на федеральный уровень, обеспечив максимальную поддержку национальному лидеру, вторые выразятся в голосовании за возможность смены неэффективных местных чиновников (это обусловит приход на участки как тех, кто уверен, что «все без нас решено» или «Путин и так выиграет», так и тех, кто недоволен своим положением, но не готов голосовать против действующего руководства страны, зато с удовольствием проголосует против несменяемости городского начальства). Говоря иначе, это фактически консолидирует общество в точке президентских выборов, серьезно подняв самооценку каждого избирателя.
      В – третьих, это заложит легитимную основу для возвращения в будущем к регулярной выборности мэров как базе эффективного политического регулирования вместо не оправдавшей себя «реформы МСУ», актуализирует неполитизированную повестку местной общественной жизни: проблемы благоустройства, качества городской среды, дееспособности и ответственности чиновников. В перспективе открываются возможности качественного обновления власти (в чем она давно в регионах нуждается) через конкурентные местные выборы и осмысленную дискуссию. Этот тот «глоток свободы», который способен оживить местную общественную жизнь, дав ей конструктивное направление и выполнив важную «анестететическую» функцию.

        Плюсы такой, настоящей политической технологии (в отличие от шулерских «политтехнологий», подрывающих доверие к власти, социальную активность населения и явку на выборах всех уровней) очевидны, а риски минимальны: дело за политической волей. Для правительства Б.Дубровского такое решение облегчается тем, что «экспериментальная» реформа МСУ была затеяна здесь администрацией М.Юревича – ей же уместно оставить и ответственность за результаты.

        Разумеется, подобные новации невозможны без согласования на федеральном уровне, однако интерес и предложения региональных элит могли бы сделать их предметом серьезного обсуждения. И начинать эту работу нужно уже сейчас.      

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
nikolaylubenets
Jan. 13th, 2017 06:00 am (UTC)
Взвешенный анализ и актуальные предложения! Спасибо.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner