?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Зависшая» власть

       Поражения кандидатов губернатора Дубровского и местной «партии власти» на выборах депутатскими собраниями глав Копейска и Чесменского района (думаю, это лишь начало процесса) обсуждаются сегодня, на мой взгляд, не в том контексте, который действительно важен для развития муниципалитетов и системы власти в регионе.

       Проблема вовсе не в том, что «проигрывают люди Дубровского» - это не футбол, а население – не болельщики какой-то команды. Не факт, что именно эти кандидаты были оптимальным выбором. Мы просто не имеем возможности узнать это в силу кулуарности процедур выдвижения и отсева персоналий, сформированных пресловутой челябинской «реформой МСУ», которая отменила прямые выборы глав населением. Возможно, как раз победившие кандидаты гораздо лучше, но, опять же, мы не можем судить об этом – никто из них не представлялся избирателям, не «просвечивался» оппонентами в ходе предвыборных публичных дебатов и не может быть отстранен в результате выборных процедур.
      Мы даже толком не знаем, кто такие эти «креатуры губернатора» - на самом деле осознанный выбор главы области, или просто авторитетные на районе ребята хорошо через его канцелярию зашли?

       Настоящая проблема в том, что «реформа МСУ» лишила население права избирать своих глав, но не гарантировала ни обоснованный и прозрачный подбор кандидатов, ни даже саму их назначаемость губернатором (этот конфликт устройств государственной и муниципальной властей при попытке их механического соединения был абсолютно неизбежен).
       Нам говорили о главном плюсе новой системы: губернатор назначает глав, он же их контролирует и несет за них ответственность.  И пусть ничего хорошего в такой системе нет (особенно если нет особого доверия к самому губернатору), но ладно. Вертикали, как все до предела упрощенное, у  нас любят.

       Но теперь выясняется, что никакой вертикали нет. Не назначает, не контролирует и не отвечает. Риск очевиден: власть в городах и районах «зависает» между государством (губернатор) и обществом (избиратель). Она не контролируется и не легитимизируется в такой ситуации ни тем, ни другим, но падает в руки наиболее организованных депутатских (читай – коммерческих) кланов, которым проще простого избираться в малочисленных округах и которые невозможно контролировать ввиду их размытого характера, запутанных личных связей и многосторонних скрытых обязательств.  

       Получается, что единственную свою понятную (хоть и категорически неверную) задачу – обеспечить «вертикаль» власти от губернатора до главы поселка, «муниципальная реформа» не выполнила, зато обеспечила политическое доминирование многочисленным местным группировкам с их ограниченными, краткосрочными, часто примитивно корыстными интересами и целями. Именно о таких рисках я писал здесь, когда вице-губернатор Н. Сандаков начинал свою «реформу», которой все дружно тогда рукоплескали.

      Разумеется, в муниципалитетах немало честных депутатов и их лидеры могут совпадать с выбором губернатора или достойно оппонировать его выдвиженцам. Но политический факт в том, что областная власть сама открыла этот «ящик Пандоры»: по мере развития кризиса и уменьшения ее финансовых возможностей, «районный сепаратизм» будет только нарастать, а население поддержит именно «местных», а не областную власть, оставившую его без избирательных прав и самолично возложившую на себя всю ответственность. Финансовая же зависимость муниципалитетов от области во многом политический миф: что, губернатор зимой котельные остановит или врачей без зарплат оставит? Пусть попробует.

        При этом, лишенная настоящей легитимности, неподконтрольная населению и руководству области, повязанная обязательствами перед местечковыми «олигархами» (а порой и просто бандитами) муниципальная власть не может быть и не станет эффективным инструментом развития территорий: она лишь доконает их окончательно.

       Хватит дурных экспериментов, нужно возвращать прямые выборы глав городов и районов. Пора бы и губернаторам понять, что обеспечить достойному кандидату победу на честных выборах технологически проще, а политически, в союзе с населением – гораздо перспективнее, чем вязнуть в сомнительных «терках» с десятками местных «элитных» групп, ставя в зависимость от их частных интересов общую ситуацию в регионе и работу государственной власти.

        Конечно, челябинская «муниципальная реформа» - детище Сандакова, но вина Дубровского в том, что он, согласившись стать губернатором, так и не пожелал (или не смог) стать политиком. Возможно, теперь губернатор поймет, что регион – не комбинат, а города – не цеха. Хотя едва ли это знание ему пригодится, он занят другим. Вчера, например, губернатор обеспечивал приток магнитогорских инвестиций в Татарстан http://gubernator74.ru/news/boris-dubrovskiy-i-viktor-rashnikov-posetili-tatarstan-po-priglasheniyu-prezidenta-20997

       Ну не татарстанских же в Челябинск, в самом деле: это дело дохлое, все знают.  

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
nikolaylubenets
Dec. 14th, 2016 03:11 am (UTC)
Это не местное самоуправление! Думаю, что эту катастрофическую ошибку в становлении МСУ исправят! И довольно быстро!
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner