?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Взаимное непонимание

      «Электропоезд повышенной комфортности № 806/805 Челябинск – Екатеринбург с 11 декабря 2016 года отменяется вследствие низкого спроса пассажиров» - сообщила пресс-служба ЮУЖД http://yuzd.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=50&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=122925

          Это представляется «ассиметричным ответом» РЖД на навязчивость чиновников областного правительства в попытках склонить железнодорожников к поддержке их безумного проекта строительства ВСМ «Челябинск – Екатеринбург». Пару месяцев назад один знакомый сказал мне, ссылаясь на начальника этого поезда, что в тот день из Челябинска в Екатеринбург ехало 6 (шесть) пассажиров. Могу себе представить, что, потратив 160 миллиардов рублей (минимум) и построив лет через десять эту магистраль, можно сократить общее время в пути (с учетом поездок до вокзала и от него) примерно на час – и увеличить указанное число пассажиров в два, три или даже пять раз. Но этого все равно космически мало для того чтобы хоть когда-нибудь вывести магистраль на окупаемость: спроса на такую услугу просто нет.

        Международный аудитор Deloitte ранее изучил по заказу правительства РФ проект ВСМ «Москва – Казань» и нашел его заведомо убыточным, выразив серьезное сомнение в том, что пассажиропоток вырастет там в восемь раз до искомых 10 млн человек в год. Но даже если это вдруг случится, то только инфраструктурная составляющая билета превысит 3,3 тыс. рублей: это дороже авиаперелета на 10-20% http://tass.ru/transport/3825532
         Челябинский эксперт Яков Гуревич говорит, что для ВСМ «Челябинск-Екатеринбург» пассажиропоток завышен также по меньшей мере в 8 раз. Соответственно, только инфраструктурная составляющая в билете составит более 5000 рублей.

       Ездить по такой «золотой магистрали» дураков не найдется: дешевле, комфортней и быстрее на такси от подъезда к подъезду. Железнодорожники это понимают и потому отменяют наглухо убыточный маршрут. Областным чиновникам нужно оправдать свое существование и потому они продолжают мусолить эту тему.

       Но это не просто бестолковый пиар – это еще и вполне сознательное формирование рисков для всей области. «При сроке концессии 25 лет и заявленной стоимости, с учетом ранее подготовленных к презентации проекта у Дубровского расчетов по операционным расходам, Челябинская область должна будет платить около 20 миллиардов рублей ежегодно концессионеру» - говорит Гуревич.

        В любом случае, на многолетнем строительстве хорошо заработает немало «избранных» фирм – МУПов, ГУПов, ООО и разных непонятных «концессионеров» (как это происходит уже больше четверти века со строительством челябинского метро – настоящий коррупционный Клондайк!) Затем «вдруг» выяснится, что проект не окупается и не может финансировать себя – эта почетная обязанность будет возложена на дефицитный бюджет региона.
      В случае с метро это уже обходится бюджету в полмиллиарда рублей ежегодно – причем с перспективой вечного дотирования проекта из кармана налогоплательщиков после гипотетического завершения строительства. Но нашим чиновникам этого мало – они хотят еще больше расширить рынок конвертации бюджетных денег в частные. Именно отсюда возникают столь экзотические проекты.

       По-прежнему уверен – 100 из ста опрошенных на улице челябинцев не назовут своей первой (равно как и двадцатой) надобностью и претензией к властям отсутствие скоростного железнодорожного движения в Екатеринбург. Они назовут множество других – например, отсутствие нормальной организации работы общественного транспорта в Челябинске, нечищеные дороги или убийственный гололед на тротуарах.
        Но эти банальности глубоко неинтересны нашим чиновникам: ни денег не заработаешь, ни славы. Они предпочитают высокодоходные мечты и хорошие джипы, а потому не понимают мелочных запросов городских обывателей: это ведь теперь даже не избиратели. Поэтому пусть платят за электропоезд, даже если ездят на троллейбусе.

 

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner