?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

                Качество проведения и уровень представительности разрекламированного было Международного форума ЕАЭС в Челябинске (его подавали на минувшей неделе едва ли не как «генеральную репетицию саммита ШОС»), пожалуй, подвели черту под главными пиар - проектами региональных чиновников: ТЛК «Южноуральский» и «ВСМ Екатеринбург – Челябинск». Тот и другой нежизнеспособны, экономически не состоятельны и никому более всерьез не интересны. Даже местные чиновники – министры и вице-губернаторы - фактически проигнорировали мероприятие и «работу с инвесторами» в его рамках; публика на форуме собралась вообще довольно загадочная, с не очень конкретными целями и темами: обсуждали больше Сирию.

               Однако «наши не сдаются». Прожекты, тихо сданные в пиар-утиль, сменяются относительно новыми – но ровно такого же качества. Теперь в центре внимания экономического блока областного правительства – проект модернизации Челябинского аэропорта (к саммиту ШОС, конечно же), который якобы мощно простимулирует развитие региона. Экономист, член Экспертного совета при правительстве области Сергей Гордеев опубликовал большую статью, в которой не оставил камня на камне от очередного прожекта: мы подробно обсудили с ним эту тему.
              Суть в том, что новые аэропорты появляются не в качестве причины, а как результат
осмысленного и динамичного развития того или иного города и региона, когда деловая активность начинает превышать возможности здешних «воздушных ворот». Тогда своевременная модернизация транспортных узлов действительно стимулирует дальнейшее развитие - именно так произошло с "Кольцово". У нас же опять хотят поставить телегу впереди лошади – да еще похвастать на весь мир этой сомнительной конструкцией. В Челябинске просто нет сейчас тех обстоятельств развития, которые востребовали бы новый аэропорт как бизнес-проект – а стоить он будет в любом случае очень немало.

                Реализация наиболее удачного такого проекта - реконструкции «Пулково», обошлась в 1,2 миллиарда евро. Даже если в Челябинске будет потрачено на порядок меньше, проблема окупаемости вложений и стоимости содержания аэропорта встанет скоро и остро. Не говоря уже о том, что параметры челябинского проекта весьма противоречивы и непрозрачны.
               «Сейчас это заурядный аэропорт, обслуживающий Челябинск и прилегающие территории», - говорит Сергей Гордеев. - В транзитном пассажиропотоке и международных перевозках он почти не задействован, а по объему пассажиропотока только недавно преодолел рубеж в 1 миллион человек за год (в соседнем Екатеринбурге годовой поток «Кольцово» уже превысил 4 миллиона пассажиров).
               Челябинский «порт» принимает в день полтора десятка далеко не самых больших самолетов. Если взять обычный срок окупаемости бизнес - проектов, то можно себе представить, насколько из-за этих дополнительных инвестиционных миллиардов должны будут подорожать билеты! Или же - появиться масштабные бюджетные дотации коммерческому объекту в той или иной форме. Оба варианта отровенно плохи.

                С учетом затрат на эксплуатацию аэропорта международного класса, речь может идти о росте стоимости каждого билета на 2 - 5 тысяч рублей.  Но челябинский аэропорт и сегодня вовсе не дешевый. Цена билетов по некоторым направлениям здесь уже сейчас на те же 2 - 5 тысяч рублей выше, чем в соседнем Екатеринбурге (это легко проверить по любому сервису online бронирования). В сумме подобная разница цен может стать критичной для проекта.
                Увеличить пассажиропоток также вряд ли удастся в ближайшие годы. Для декларируемого в проекте удвоения пассажиропотока до двух миллионов человек пока нет реальных экономических предпосылок. Существенного роста числа авиапассажиров в России не прогнозируется. Денежная масса в стране, а значит и в карманах людей, расти не будет. Тем более, Челябинск далеко не самый процветающий город: товарооборот в регионе сократился почти на 20%. Так что стоимость авиабилетов уже подошла к своей верхней планке: дальше число пассажиров будет только снижаться.

                 Надежда отобрать пассажиров у других портов тоже сомнительна. Особенно если учесть, что главный конкурент «Баландино» - это «Кольцово», добраться до которого на такси можно за те же самые 3 – 5 тысяч рублей. Уже сейчас по этой причине брать турпутевку для семьи выгоднее с вылетом из Екатеринбурга, а не из Челябинска.  Повышение стоимости билетов на рейсы из Челябинского аэропорта всего на несколько тысяч рублей может еще больше перераспределить пассажиропоток в пользу Екатеринбурга.
                 Вспомним - поднять статус аэропорта и увеличить поток пассажиров из Челябинска власти уже пытались, это было четыре года назад. Тогда на новые рейсы в Китай и Европу авиакомпаниям даже выделяли деньги из областного бюджета - для покрытия части затрат. Однако устойчивый и обеспечивающий коммерческий успех пассажиропоток из Челябинска так и не появился. Все закончилось, как только иссякли бюджетные деньги. Авиаперевозчикам оказалось невыгодно «гонять» полупустые самолеты и шумная рекламная кампания по открытию челябинского «окна в мир» тихо свернулась.

                Сейчас на дворе время экономически гораздо более сложное, а потому высокий рост авиаперевозок точно не предвидится. Несколько спецрейсов в год, пара новых небольших рейсов раз в неделю общую картину по челябинскому аэропорту никак не изменят. Но если вложенные в его реконструкцию деньги нельзя будет вернуть, неизбежна процедура банкротства или очередное «спасение стратегического предприятия» за бюджетный счет.
               «Сегодня принципиальной становится проблема гарантий и ответственности за возврат денег, вложенных в любой крупный инвестиционный проект. Таким гарантом нередко выступает бюджет, но потянет ли он еще и такую нагрузку? Пора вспомнить, что на такие грабли мы уже наступали» - пишет С.Гордеев, значительно расширяя тему http://mediazavod.ru/articles/authors/sergey-gordeev-smozhet-li-chelyabinskaya-oblast-voyti-v-mir-s-zadvorok-ekonomicheskogo-razvitiya-/

                  Речь, в частности, о другом знаменитом челябинском «мегапроекте», которому уже более четверти века – местном метро. О нем вспоминают теперь раз в год, когда требуется выделить из бюджета очередные полмиллиарда на то, чтобы вечный недострой не очень сильно проваливался.

                В любом бизнес - проекте ключевым шагом является анализ рынка и оценка реального платежеспособного спроса. То есть необходимость определить - кому этот товар нужен, кто за него может и готов заплатить. Если таких людей нет, то и финансового результата не будет. Это известно уже двести лет, со времен Адама Смита.
                Однако в противовес этому простому соображению, при активном лоббировании отдельных проектов, часто появляется миф о легкодоступных миллиардах, якобы имеющихся в федеральном бюджете, у банкиров, у бизнеса, в крайнем случае - у населения. Далее на этой виртуальной основе рисуется красивый «воздушный замок» и «прикидывается» такой же виртуальный расчет эффективности его эксплуатации.

                  Подобные проекты всегда строятся на сомнительно обоснованных ожиданиях нового высокого роста, дешевых внешних инвестиций и заимствований, опережающего платежеспособного спроса. Однако сбалансированная, «оцифрованная» картина по таким ожиданиям сейчас невозможна; прежние цифры и подходы в новых экономических условиях непригодны (да и раньше проект модернизации челябинского аэропорта проваливался – причем в значительно более «тучные» годы: его начинали при губернаторе Соловьеве, а забыли при Сумине). В итоге мы видим не столько полноценный бизнес-проект, сколько выборочные, часто произвольные значения и откровенные мечтания. О корректной и публичной экспертизе речь не идет вовсе: ее подменяет кампания в СМИ.

                   Такие «проекты» обычно сходят с пиар - сцены как только становится очевидным отсутствие требующихся лоббистам бюджетных либо околобюджетных денег. Однако гораздо больший риск здесь в другом: в таких условиях очень сложно появиться и утвердиться не «псевдо-», а реально эффективным проектам и осмысленной региональной экономической политике вообще. Их место занято бесконечным потоком пиара. А это - потеря темпа и качества развития региона минимум еще на несколько лет.



 

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
nikolaylubenets
Nov. 3rd, 2016 02:49 pm (UTC)
Развитием Челябинского порта следовало заниматься лет двадцать назад...!!!
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner