?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

               Известный уральский эксперт по инфраструктурным проблемам Яков Гуревич подготовил к 25-летию независимости России аналитическую записку «Почему Челябинск не Екатеринбург?»,  в которой дает сравнительный анализ развития двух соседних субъектов Федерации за последние четверть века и выясняет причины хронического отставания Челябинской области. Ниже – основные тезисы работы.

              ИСТОРИЯ. Гуревич напоминает, что в 1991 году Челябинская и Свердловская области были вполне равноценными регионами, абсолютно конкурентоспособными на российском уровне. По ВРП и промышленному производству Свердловская область была четвертой, Челябинская – пятой (после Москвы, Ленинграда и Московской области), а по ВРП на душу населения Южный Урал был даже немного впереди (население Свердловской области на четверть больше). Среди городов России по размерам экономики Челябинск был третьим, Свердловск – четвертым.
             Схожей была и экономическая структура регионов: основа – тяжелая индустрия  (металлургия, машиностроение, оборонная и атомная промышленность), а также структура расселения: столица – миллионник, второй  город – металлургический, с населением около 400 тысяч, много моногородов. Похожая была и динамика падения: по итогам 1998 года промышленность сократилась в обеих областях примерно в 3 раза.

             А затем пути регионов принципиально разошлись. Уже в 2006 году Свердловская область превзошла уровень производства 1992 года, тогда как Челябинская отставала от него почти на 30%. В кризис 2008-2009 годов падение (в процентах) было одинаковым, но Свердловская область восстановила докризисный уровень в 2012, а Челябинская – только в 2015 году. Если же сравнивать с 1992 годом, то в 2015 году Свердловская область имела 122,1%, а Челябинская  - 81,8%. Южный Урал в минувшие десятилетия даже близко не подходил к «исходному» уровню начала 90-х. Совокупный объем промышленного производства за последние 10 лет составил в Свердловской области 11 годовых объемов 1992 г., а в Челябинской области – 7,5.
            Ниже даны некоторые нынешние показатели для сравнения.

Показатель Челябинская Свердловская
ВРП, тысяч рублей на душу населения 284,2 384,2
Инвестиции, тысяч рублей на душу населения 65,6 85,7
Консолидированный бюджет, тысяч рублей на душу населения 40,8 48,7
Денежные доходы, тысяч рублей 21,2 31,2
Отношение денежных доходов к стоимости фиксированного набора 2,23 2,84

           Накопленный объем инвестиций последних лет позволяет Свердловской области хоть и медленно, но двигаться вперед. В Челябинской области накопленный объем инвестиций не позволяет даже поддерживать сегодняшний уровень и гарантирует, по мнению Я.Гуревича, падение в ближайшие 2-3 года при любом сценарии.
           В Челябинске в 2015 году налоговые и неналоговые доходы бюджета составили 9,8 миллиарда рублей, уменьшившись по сравнению с 2014 г. почти на 17%. Это худшие показатели в России среди городов - миллионников.

          ПРИЧИНЫ. Поскольку особенной разницы в исходных данных не было, внешняя среда для регионов также одинакова, автор делает вывод, что главная причина отставания Южного Урала заключается в качестве управления.

           Гуревич выделяет три периода в управлении Челябинской областью: «застой», период административной приватизации областных ресурсов и время «красивой мечты». Эти периоды имеют между собой нечто общее: ни разу не была сделана настоящая оценка реальной ситуации, ни разу не только не появилась, но и не обсуждалась всерьез стратегия развития региона. Именно в этом принципиальная разница со Свердловской областью: там оценки и стратегии регулярно делались и активно обсуждались. Нельзя сказать, что все эти стратегии были хороши и что они четко исполнялись, но определенный результат это, безусловно, дало.
            Отсутствие реальных стратегий – первое отличие нынешней модели развития Челябинской области от Среднего Урала.

            В период «застоя» (конец 90-х, «нулевые») трудно вспомнить какие-либо значимые для развития идеи и события, но присутствовавший в региональной власти здравый смысл и хорошая коньюнктура позволяли, по крайней мере, обходиться без заведомых провалов, значительного ущерба и потрясений.

            В период административной приватизации бюджета и прочих активов Челябинской области в интересах правящего клана (примерно с 2010 г.) здравый смысл начинает исчезать, заменяясь пиаром. Тогда были реализованы два стратегических проекта: «дорожная революция», разрушившая транспортную инфраструктуру и «обескровившая бюджеты» (по точному заявлению С. Давыдова), и фантастический взлет «Гринфлайта», монополизировавшего жилищное строительство и ставшего за год с нуля крупнейшей строительной организацией УрФО (что и гарантировало сегодняшние проблемы с дольщиками после изменения административной ситуации). То и другое нанесло колоссальный ущерб Челябинску. Уже в середине 2012 года было абсолютно ясно, что Челябинская область ускоренно падает и никакому новому губернатору это падение быстро остановить не удастся. Начался "период мечты".

            ПРОЕКТ «СТРАТЕГИЯ». Б. Дубровский, став губернатором, сделал две важнейшие вещи. Он потребовал разработать реальную стратегию области и поставил точный диагноз ее городам и поселениям – «ландшафтная катастрофа». Это вселяло надежды. К сожалению, эти надежды быстро сошли на нет.      Чиновники публично объяснили, почему стратегия не нужна и успешно саботировали ее разработку. А губернатору не удалось «продавить» вопрос, несмотря на соответствующее пожелание Президента. После презентации и повторного официального утверждения старой «стратегии» Дубровский все же предпринял еще одну попытку получить адекватный документ, заказав разработку внешней организации. Но и эта попытка была успешно торпедирована.
           При отсутствии стратегии, как ранее и говорил сам Б.Дубровский, системно управлять регионом невозможно, особенно в условиях продолжающегося падения и внешних шоков. Управление выродилось в набор малоосмысленных хаотичных действий. А затем и сама стратегии превратилась в «красивую мечту» («сладкий сон» по выражению замминистра экономики П.Рыжего). Желаемое в этих мечтаниях выдается за действительное. Соответственно, основой управления стали проекты-мечты, которые не имеют шансов на реализацию.
            Утрата здравого смысла  - второе ключевое отличие Челябинской области от Свердловской.

              На встрече экспертов «Клуба 15.01» с губернатором год назад еще раз обсуждались вопросы необходимости стратегии и качества «странных проектов», которые ее заменяют. К сожалению, больше эти вопросы уже не возникали. Противоречие здравому смыслу стало основой новых проектов и деклараций. Сейчас это ключевая угроза Челябинской области, так как откровенное мечтание отвлекает ресурсы управления от реальных проблем и процессов и негативно влияет на репутацию области. Ни население, ни инвесторы не понимают заявлений и проектов чиновников (точнее, уже «прожектов»), реальные проекты тормозятся, исчезают остатки доверия к такой политике;  однако на эти «мечты» уже брошены как значительные человеческие ресурсы, так и немалые деньги.
            Страдает, прежде всего, инвестиционный процесс. Создается впечатление, что в представлении челябинских чиновников, инвестор -  это неадекватный богач, который мечтает поскорее избавиться от больших денег, причем сделать это хочет именно в  Челябинской области. И, судя по количеству прожектов, таких странных персонажей наши чиновники ожидают увидеть множество.

            ПРОЕКТ «ШЕСТОЙ  ПЕРЕДЕЛ». Пару недель назад губернатор Дубровский на презентации в МИДе говорил об инвестиционной привлекательности области в контексте проектов шестого передела (технологического уклада), характерного для развитой постиндустриальной экономики. Одновременно начальник управления по труду Смирнов объяснял, что Челябинская область не располагает квалифицированными кадрами для промышленности, т.е. для производств уровня третьего передела. Это подтверждает и свежий сертифицированный рейтинг первой сотни российских университетов. Единственный челябинский вуз - ЮУрГУ занимает в нем 57-е место, в то время как Екатеринбург представлен пятью вузами, из которых лучший – УрФУ на 10-м месте. А по востребованности выпускников ЮУрГУ на 88 месте, уступая всей пятерке вузов Екатеринбурга (в частности, УрФУ по этому показателю – на 4 месте). Социально-экономическая ситуация в области не генерирует спрос на современные квалифицированные кадры.

          ПРОЕКТ «МАГИСТРАЛЬ». Почему проект ВСМ «Челябинск-Екатеринбург» не имеет права на существование в обозримом будущем, понятно всем здравомыслящим людям. Но Челябинская область гарантирует, что он будет реализован в 2020 году и губернатор обещает представить на Петербургском форуме его финансовую модель. При этом Свердловская область корректно попросила сделать хоть какое-то технико-экономическое обоснование проекта. Ведь его технико-экономические параметры сейчас завышены, по крайней мере, в пять раз в сравнении с утвержденными в проекте ВСМ Москва-Казань (которые тоже многим экспертам кажутся существенно завышенными). Очень трудно представить инвесторам финансовую модель «проекта», в котором не известны технико-экономические параметры и отсутствует денежный поток - не было еще в мире прецедентов.
           На совещании у губернатора в феврале не все участники, мягко говоря, поддержали этот проект. Б.Дубровский публично объявил о проведении еще одного совещания на эту тему. Опрос РАНХГИС также не показал заинтересованности населения в этом проекте, не говоря уже о комментариях на всех сайтах. Но следующее совещание, естественно, не состоялось – ведь это стало бы помехой мечтам.

           Что касается идеи включения этого прожекта в ВСМ «Москва-Пекин», то достаточно  иметь семь классов образования, чтобы понять, что расстояние от Казани до Астаны через Уфу-Магнитогорск на 500 км меньше, чем через Екатеринбург-Челябинск. Да и из Екатеринбурга через Курган в Астану путь короче. Кроме того, пока никто и не собирается ездить из Москвы в Пекин: даже в Казань в идеальном варианте, по мнению министра Соколова, можно  будет поехать лишь в конце 2021 года.

          ПРОЕКТ «МЕТРО». Зачем-то вновь всплыла как остроактуальная тема челябинского метро. Вроде бы после Госсовета 2007 года Президентом вопрос был закрыт, причем рассмотрение было на материалах Челябинска. Еще в 2006 году себестоимость перевозки выходила 100 рублей при 5 миллионах пассажиров в год (столько возят по этому маршруту 5 трамваев при хорошей работе). На днях сам Дубровский заявил, что, по крайней мере, половина населения города не поддерживает идею метро. Это, однако, не мешает заинтересованным лицам ее продвигать. При этом наблюдаются прямой шантаж («полмиллиарда в год - или город рухнет под землю») и неадекватные оценки (достроить первую очередь стоит 70 миллиардов руб., а законсервировать – 30). На самом деле, если эффективно работать и не воровать, то на пуск заявленной, хоть и бессмысленной первой очереди достаточно 30 миллиардов рублей, а «заделать дыру» можно и за миллиард (а затем, при острой необходимости, сделать новую, в нужном направлении и на нужной глубине). Вполне понятно: чтобы получать транспортную пользу от метро, надо иметь примерно 30 километров линий, а в ценах наших чиновников это - под 300 миллиардов рублей. Но вера в «инвесторов мечты» неколебима.

          ПРОЕКТ «ШОС». Он тоже был одним из пунктов нашей прошлогодней встречи с губернатором, но сейчас его основные пункты вызывают только изумление. Здесь есть лишь 50-этажный офис-отель, многоуровневая развязка из никуда в никуда и 15 тысяч мест в гостиницах, доложенные В.Путину. Эти 15 тысяч, правда, легко опроверг глава АИР Лобко, заявив на телевидении, что имелись в виду 15 тысяч мест для охранников в пионерских лагерях и общежитиях. А главный архитектор Челябинска Ющенко говорит уже о 10 тысячах.
          Откуда чиновникам знать, что в центрах городов давно не строят больших развязок, а 50-этажные гостиницы в мире можно пересчитать по пальцам. Такая идея не приходила никому в голову в Сочи, Владивостоке и Уфе. В Европе нет такого отеля. Неплохо бы учесть, что стоимость такого сооружения больше годовых доходов бюджета Челябинска.
           Это в Екатеринбурге при подготовке к ЭКСПО-2020 привлекли группу экспертов мирового уровня, чтобы спланировать смысл этого мероприятия для города, его концепцию и план подготовки. Кстати, там никто не говорил: «у нас будет ЭКСПО», там говорили: «нам это нужно для развития и мы сделаем все возможное, чтобы это мероприятие получить». Легко почувствовать разницу.

          Это третья принципиальная разница между Челябинском и Екатеринбургом: для подготовки серьезных проектов в Екатеринбурге всегда привлекают экспертов мирового уровня, а в Челябинске их подготовкой занимаются местные чиновники. Соответственно, в Екатеринбурге к проектам относятся именно как к проектам, а в Челябинске – как к мечтам.
           Не стоит удивляться, что за 9 месяцев с первой декларации о саммите не произошло ничего реального в плане его подготовки: одни красивые картинки. Хотя о «ландшафтной катастрофе» в районе объектов саммита губернатору было известно больше двух лет назад. Кстати, от его резиденции до помойки на месте возможного саммита - менее 10 минут пешей ходьбы.

           Зато в связи с перспективой ШОС воспряли духом «дорожные революционеры». За прошлый год им удалось нанести ущерб бюджету всего в 1 миллиард рублей бессмысленным трамвайным мостом. Сейчас, помимо развязки на уровне четвертого этажа суперотеля, планируются новые правые отвороты, уже достаточно испортившие город и подземные  переходы. Только потратив более 20 миллиардов на «революцию», революционеры вдруг узнали, что разделение потоков людей и транспорта увеличивает пропускную способность дорог на 20%. Интересно, что непосредственно к саммиту подземные переходы вообще не нужны, в это время используются другие методы регулирования.

          ПРОЕКТ «ТЛК». Распиаренный на мировом уровне ТЛК «Южноуральский», был мертв еще до рождения: не нуждается экономика в таком проекте. Вроде бы денег областного бюджета в нем нет, пострадали только Государственная транспортно-лизинговая компания и репутация Челябинской области. Вместо обещанных 100 тысяч контейнеров в год ТЛК за год переработал меньше 100, и, вероятнее всего, на этом свою работу завершит. Можно списать это на ошибки частного бизнеса, но «мечта» неоднократно  докладывалась лично президенту и на официальных мероприятиях ШОС. Казалось бы, нужно думать, как выбраться из этой ситуации. Однако глобальные мечты ширятся, появляются все новые фантазии: топинамбур, СЭЗ, а теперь новая мечта – индустриальный парк с инвестициями в 17 миллиардов рублей.

          ПРОЧИЕ ПРОЖЕКТЫ. С индустриальными парками вообще очень сложно. Запущенный еще вице-губернатором Клеповым индустриальный парк «Сосновка» не имеет до сих пор канализации, причем чиновники всерьез обосновывают необходимость ее отсутствия. Ждут  «инвесторов мечты». А они почему-то без туалетов работать не хотят.
           Такие прожекты как станкостроительный и туристский кластеры - вообще мелочи на подобном фоне. То, что в Челябинской области никогда не было компетенций в станкостроении (она не входила в советские времена даже в десятку лидеров), никого не смущает. То, что в озерах области уже опасно купаться, а областная «туристическая» инфраструктура (например,  санаторий «Еловое»), растащена и разорена - тоже мелочи. Кстати, чиновникам не вредно было бы узнать, наконец, что на самом деле означает модное словечко «кластер».

           И так далее, по списку. В такой ситуации происходит главное – утрата доверия к местной власти и перспективам региона. Поэтому население и бизнес «голосуют ногами», покидая область - заключает Я.Гуревич. Этот процесс только набирает сейчас свои обороты.




 

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner