?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

          Реальная картина экологических угроз в Челябинске и области сильно искажена псевдополитическими факторами и фобиями. При отсутствии элементарного, научно обоснованного анализа и рейтинга актуальных экологических угроз для населения, на первом плане в информационном пространстве вдруг оказывается, в зависимости от вектора внутриэлитных конфликтов, коммерческого шантажа и политической конъюнктуры, то ЧЭМК, то предприятия «Мечела», то Коркинский разрез, то несуществующий Томинский ГОК. Между тем, настоящие проблемы сплошь и рядом банально замалчиваются: здесь смыкаются интересы местных чиновников и радикальной части «общественности», пришедшей на экологическую поляну снимать свой урожай политических очков.

          Не будем голословны. Общественная палата Челябинска провела чрезвычайно интересный «круглый стол», оставшийся без должного внимания СМИ и властей (поэтому общественники передали мне стенограмму заседания). Он назывался «Водоснабжение Челябинска: риски, проблемы, решения» и засвидетельствовал критическую ситуацию неотвратимого ухудшения качества воды в единственном источнике, питающем весь Челябинск: Шершневском водохранилище.
          Это – настоящая угроза жизни миллионного города и его округи. Здесь – целый клубок экологических, экономических, финансовых и социальных проблем. Ими никто всерьез не занимается, хотя они уже поставили город на грань катастрофы. Ниже - некоторые показательные выдержки из стенограммы «круглого стола», почти без редактирования.


          В.И.Аксенова, начальник санитарно-лабораторной службы МУП ПОВВ:

         - Шершнёвское водохранилище расположено в черте города, поэтому испытывает большие техногенные и антропогенные нагрузки. С каждым годом эти нагрузки увеличиваются и мы это наблюдаем по качеству воды как в Шершнёвском водохранилище, так и по 18 точкам от Аргазей до Шершней, которые мы мониторим.
          В период паводка, который смывает в водохранилище всё с береговой черты и с прибрежных территорий, значительно ухудшается качество исходной воды. Мы понимаем, что качество очищенной питьевой воды зависит от исходной воды. Пока наши очистные сооружения справляются, но справляются с очень серьёзной нагрузкой в последние 4 года, когда мы ведём химическую очистку в течение всего года. Раньше в зимний период и поздний осенний, ранний весенний  периоды, мы фильтровали и обеззараживали, но не вели химической очистки — в этом не было необходимости. В последние 4 года эта необходимость возникла и укрепилась, и с каждым годом хуже и хуже.
          Этому способствуют недоочищенные и плохо очищенные коммунальные сточные воды, которые сбрасываются в верховье реки Миасс и приносятся в Шершневское водохранилище. Мы неоднократно заостряли внимание, что проблема существует, и достаточно серьёзная - тем более что обеззараживание у нас идёт на очистных сооружениях жидким хлором, а при попадании большого количества органических веществ, кроме сильного бактериального загрязнения действуют ещё и хлорорганические соединения. Тем более что в последнее время в связи с тем, что хлорорганические соединения являются канцерогенами, идет ухудшение по нормативу: если по СанПину у нас можно было держать 0.2 мг в литре хлороформа, то сейчас 0.6 мг.
Хочу сказать, что этот показатель мы не всегда выдерживаем, не всегда! И это очень печально и напрягает не только нас, вызывает огромную тревогу у руководства и предприятий города.
           И, конечно, никакое дальнейшее строительство в береговой полосе, в прибрежной полосе, в санитарно-охранной, защитной зоне недопустимо, потому что  всему приходит конец, и, возможно, в какой-то момент очистные сооружения могут не справиться.
Я хочу сказать, что с 2014-го года наш источник переведён в третью категорию «B», что характеризует его воды как очень загрязнённые. Загрязнённые как химическими веществами, так и гидробиологическими и бактериологическими. Поэтому к оздоровлению источника нужно приступать сегодня, потому что завтра может быть поздно.

              В.В.Добрынин, руководитель комиссии Общественной палаты Челябинска по архитектуре, градостроительству, инфраструктуре и ЖКХ:

            - Я недавно по работе объезжал посёлки «Просторы», «Заречье», «Белый хутор». Получается, что не со стороны Сосновского района, а  со стороны города Челябинска застройка проведена уже колоссальная, а отсутствие инженерной сети, то, что вы сказали, подтверждает мои выводы о том, что у нас там сегодня нет нормальной ливневой канализации, нет нормального сбора водоотведения. Застройка есть, а сетей нет, нет систем утилизации…Наши, скажем так, строители, освоив мощности водоотведения, применяя различные схемы, когда уже идёт перенасыщение отвода фекальных и сточных вод, просто отправляют их в Шершни. Мы даже трупы там находили…

              Н.Н.Дриманова, заместитель Челябинского природоохранного прокурора:

              - К сожалению, вы абсолютно правы. У нас организации, которые эксплуатируют водозабор и очистные сооружения, не введённые в эксплуатацию в районе Кременкульского сельского поселения, «Южуралводоканал», на сегодняшний день рассчитаны на 5 тысяч кубометров в сутки, очистные сооружения не запущены, они пока ещё в нерабочем состоянии. Это те очистные, которые должны обслуживать Кременкульское сельское поселение, в частности те новые посёлки, которые на сегодняшний день появились на берегу Шершней. Есть договор с МУП ПОВВ, но, к сожалению, мы не застрахованы от очередной какой-нибудь серьёзной аварии, потому что согласно техническим условиям подключения там совсем мизерная сумма на приём в сутки. Поэтому надо принципиально решать вопрос с «Южуралводоканалом», с тем, чтобы они доводили до ума очистные сооружения и чтобы они заработали, наконец, на эти населённые пункты.

                С.С.Гордеев, заместитель председателя Общественной палаты, экономист:

               - У меня вопрос к Валентине Ивановне. Как у нас меняется себестоимость очистки воды за последние годы?

                 В.И.Аксенова:

              - Конечно, значительно увеличивается. Представляете, если длительный период - от 4 до 6 месяцев, был без химической обработки, а сейчас круглый год идет обработка. Тем более, что сейчас мы используем более дорогие реагенты. Если говорить о себестоимости, то существует предельный индекс. Если мы заявляем, что тариф должен быть вот такой, то нам уже его не утверждают, потому что есть предельные индексы, и не повышают. Поэтому естественно увеличилась себестоимость - и значительно увеличилась, увеличение затрат на реагенты идет в разы.

                Н.Н.Дриманова:

               - Я, к сожалению, сегодня не вижу среди присутствующих представителя Роспотребнадзора. Это основной контролирующий орган, который отвечает за качество питьевой воды. Поэтому позволю себе озвучить выводы и результаты их  исследований. Из 12 отобранных проб в прошлом году (развёрнутых) ни одной не было нормальной. То есть питьевая вода из Шершней не соответствует качеству в источнике. Это о чём-то говорит? У меня есть документ почти исторический. Это документ, адресованный ещё губернатору Челябинской области Сумину Петру Ивановичу, от имени Семёнова Анатолия Ивановича, главного санитарного врача. Этот документ датирован 2007 годом. И вот он там делает вывод, анализируя качество и состояние воды в источнике питьевого водоснабжения, о том, что техногенная и антропогенная нагрузка такова на сегодняшний день (это на 2007 год!), что дальнейшая застройка берегов Шершнёвского водохранилища просто недопустима и совершенно негативно скажется на качестве воды. А сколько мы там уже застроили? И поэтому вот то, что сегодня озвучено, свидетельствует, что больше строить там никак нельзя.

                Н.И.Вертяховская, химик-технолог:

            -  Добавлю, что статья 37-38 Федерального Закона от 2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды» говорит об обязательном одновременном проектировании,  строительстве и введении в эксплуатацию любых объектов и централизованных систем водоснабжения и канализация с очистными сооружениями. То есть, законом зафиксирована недопустимость стройки без очистных сооружений.
О качестве воды здесь еще очень мало сказано. Да, сказали о том, что сине-зеленые водоросли множатся. Но не забывайте, что в воде остается остаточный хлор. И когда вода идет по водопроводу, идет дальнейшее химическое взаимодействие. И в кастрюли к вам приходит уже гораздо больше хлорорганики, чем выдали на очистных сооружениях.
             Меня пригласили на водозабор, и там я впервые услышала, что хлорорганика в паводковый период «лезет». И представляете? С 2005 года вообще ничего не делается. Нас последние два года спасает только аномально холодное лето.
             У меня столько обращений по поводу состояния воды! Куда я только не обращалась — всё возвращается в Роспотребнадзор…Вот этот показатель — гиасмин, о котором все молчат - запах дуста, на него даже ПДК не разработано. А его продуцируют как раз эти сине-зеленые водоросли. И это показатель того, что наш водоем находится в последней степени загрязнения. Он уже вообще теряет статус питьевого источника.
             Вчера я смотрела — выложил Роспотребнадзор доклад по состоянию окружающей среды в Челябинске. Показатели ухудшаются. У меня на руках есть анализы, я сюда их не принесла, потому что обращений от населения столько, что нужны уже чемоданы и грузчик.
            И не забывайте, что хлорорганика — вещество контактного действия. Она на кожу действует, а не только когда ее пьете...

                А.В.Новоселов, заместитель министра экологии Челябинской области:

              - Добавить можно только то, что качество воды в реке Миасс до впадения в Аргазинское водохранилище грязное после и на входе в Шершни тоже. То есть, нас спасают Аргази. Это огромное водохранилище, фактически, единственный источник питьевого водоснабжения Челябинского промысла. Питание его на 80% — снег и вода, поэтому, от водосборки очень много зависит. Это особенно видно на Аргазях. Что касается Шершней, то у них полезная емкость - из 160 млн. тонн только 18 млн полезной воды идет, в том числе, из-за того, что водозабор замусорен. Но я бы хотел остановиться вот на чем. Каждый водопользователь должен нести бремя по охране водных объектов. Если начинать конкретно с города Челябинска - я не говорю про МУП ПОВВ, потому что это учреждение. Например, вносит ли город Челябинск свою лепту в загрязнение Шершневского водохранилища?..
                Для начала нужно настоять на том, чтобы выполнялись все требования существующего законодательства. Поэтому я вас с большим вдохновением слушаю. Помогите нам остановить застройку побережья. Ведь в прежние годы мы даже судились по этому поводу. Наше Министерство судилось и проиграло. Потому что оказалось, что можно строить. И сейчас можно строить, нет юридических оснований для запрета…

               С.В.Антипов, начальник управления экологии и природопользования администрации города Челябинска:

              - Ориентировочная стоимость реализации проекта коллектора по западному берегу Шершней с постройкой очистных за плотиной для сброса в реку, около 4 миллиардов рублей. И аналогичный коллектор ливневой канализации - также 11 километров, для сбора стоков посёлка Сосновка, посёлок АМЗ, Фёдоровка - тоже такая же, 4 миллиарда. С целью предотвращения смыва в плотные объекты во время паводка ежегодно проводится субботник с районными администрациями Советского, Центрального района. Мы каждый год это делаем, ликвидируем несанкционированные свалки в водоохранной зоне Шершнёвского водохранилища, которых очень много, к сожалению.
Если еще о цифрах, то проект очистки не всего ложа, а только в районе водозабора стоит 600 миллионов рублей. Такой проект существует, но требует доработок.

               С.С.Гордеев:

             - Недавно было совещание в Едином тарифном органе, который как раз рассматривал инвестиционную программу, динамику цен и все остальное. Выяснилось, что рост затрат по водоснабжению и водоотведению больше, чем и по энергетике и по всему остальному. Это самая у нас динамичная, растущая угроза, и большая проблема у нас возникнет, на мой взгляд, достаточно скоро. Потому что если у нас будут затраты и дальше расти, а ограничение существует, получится, что у нас неизбежно начнет быстро падать качество воды. Это просто вопрос времени: когда именно этот коллапс наступит.
Это, конечно, не городская задача, а областная. Хотя страдают, прежде всего, жители города Челябинска. А страдать они будут в ближайшее время также в связи с новыми платежками за водоснабжение и водоотведение. Это социальный риск достаточно серьезный, его надо тоже принять во внимание.
              Теперь я хотел остановиться на корректности заявлений и всех высказываний по теме экологии. Я услышал сейчас от Сергея Васильевича несколько цифр по необходимым затратам. Цифры очень тяжелые - 8 миллиардов. А собственный доход у Челябинска сколько? Дай Бог, если будет 12 миллиардов. Всего, во всем бюджете. То есть задача это непомерная, это понятно.
              Нужна поэтому, во-первых, программа - минимум, чтобы не ухудшалась ситуация. Это первый шаг. Второе — разобраться с реальностью угроз. И иметь хотя бы элементарный баланс: на что именно мы можем влиять реально. Потому что мы сейчас говорим много, но - о чем? Что мы действительно можем сделать и что должны сделать? При том, что сразу возникает простой вопрос: а генплан-то у Челябинска есть?..

               В.П.Соловьев, член Общественной палаты, первый губернатор Челябинской области:

              - Уважаемые коллеги, мне приходилось принимать участие ещё в молодости в обсуждении этих проблем, начиная с засушливого 1974 года, когда 250 миллионов кубометров воды в Челябинск пришлось перебрасывать. И уже тогда говорили, что качество воды не очень хорошее. Прошло много лет, но трудно сказать, что здесь изменилось в положительную сторону. К сожалению, у нас эта обстановка мало улучшается или почти совсем не улучшается.
             Мне кажется, что без кардинальных и «долгоиграющих» решений, ничего не изменить. Потому что сегодня внимание общественности не обращено к этим тяжёлым проблемам, к способам их решения, к финансированию, что немаловажно, потому что, видите, нынче город задыхается в пыли, по городу почти невозможно проехать – и это выдвигается на первый план. Не от того что, руководство не предпринимает достаточно мер. Наверное, не достаточно принимает. Но вместе с тем это и отсутствие финансовых ресурсов и, может быть,  исполнители подобраны не всегда те, кто должен работать…

             Н.И.Вертяховская:

            - Вклад автомобильного транспорта в загрязнение города огромен. Плюс заводы - это само собой. Как суббота-воскресенье — дышать нечем в городе. И город надо убирать и убирать ежедневно. Но вот эти проспекты, которые настроили в ходе «дорожной революции», они привели к тому, что просто не в состоянии город убрать эти площади. Их убрать просто физически невозможно.
             Вот, посмотрите, я сейчас от Карликанова получила письмо: там кроме его красивой подписи, ничего содержательного нет. У нас правила благоустройства города не работают.

             В.П.Соловьев:

             - Да, конечно, водоем наш — это единственный источник воды, ведь мы около 1 миллиона кубометров забираем в день? Или 800 тысяч, точнее.
Но нам-то еще надо посмотреть, что после Челябинска тоже есть жизнь. Там же села, города, там вообще полная помойка - Миасское, например. Там же просто невозможно. Я помню, в детстве пионерлагерь  в Каштаке был и можно было купаться в Миассе. Сейчас это все загажено.
              Пить нашу воду давно уже нельзя, любой нормальный уважающий себя человек имеющий деньги на хлеб и воду, купит в магазине какой-то воды.
То есть, сегодня это проблема такая, что ее ни в день, ни в год не поднять. Медленно, постепенно, но нужно хотя бы добиваться некоторых улучшений. В работе с общественностью, с руководителями. Ведь у каждого шага есть ответственный исполнитель: кто-то ставит подпись, кто-то разрешает, кто-то контролирует. Кто кому, когда запретил здесь строить? Где, сколько принято решений о том, чтобы не было этих нарушений? У нас этого ничего не слышно, не видно. Мы как будто в закрытой зоне.

                   В.В.Добрынин:

                 - Первый шаг, который мы предлагаем - это создать рабочую группу по  постоянному мониторингу состояния питьевых ресурсов в городе.
        Не стоит забывать также, что Общественная палата наделена полномочиями проведения различных экспертиз, в том числе и общественной экологической экспертизы. Есть законодательно отработанные механизмы ее проведения. И игнорировать нашу экспертизу будет очень сложно. Мы вполне способны уже сейчас проводить с точки зрения профессионального подхода грамотные экспертные работы.
         Поэтому мы предлагаем, как Общественная палата города, площадку для отработки и дальнейшего продвижения решений этой проблемы. Выявить те узкие моменты, которые сегодня существуют. Влиять на общественное мнение, потому что оно либо формируется однобоко, либо проявляются какие-то фобии: мы же заинтересованы в объективных оценках и точных решениях.

              ВЫВОДЫ:
             Решения проблемы прогрессирующего ухудшения качества воды в Шершнях, а, стало быть – питьевой воды в Челябинске, сегодня нет. Разрозненные действия муниципальных и областных чиновников, общественности и экспертов результатов не дают. Единой программы оздоровления ситуации нет, как нет и понимания - где взять огромные деньги на самые необходимые первые шаги. Хорошо лишь то, что Общественная палата Челябинска создала постоянную мониторинговую рабочую группу по этой проблеме и твердо намерена не упускать ее из виду, организуя экспертные работы и публичные обсуждения.
             Это лишь первый шаг, но шаг важный, потому что ставит в центр политической повестки не фобии и инсинуации, а реальную проблему, жизненно важную для более чем миллиона челябинцев. От этого трудно будет просто отмахнуться. В том числе – накануне масштабных выборов в Госдуму РФ.
 

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner