?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

      Завтра губернатор Борис Дубровский встречается с членами челябинского Экспертного клуба «15. 01», созданного в начале этого года. Нам представляется знаковым подобное внимание руководителя области к повестке становления независимой экспертизы и консолидации экспертного сообщества в регионе.

       Накануне вице - президент клуба, экономист Сергей Гордеев опубликовал в своем блоге во многом программный материал УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ «ТОЧЕК РОСТА» НА КАРТЕ РЕГИОНА в котором изложил разделяемые многими из нас взгляды на проблему развития региона.

         Вот его ключевые положения.

        Гордеев считает, что среди крупных потенциальных (реальных, что особенно важно) «точек роста» Челябинской области можно выделить прежде всего предприятия атомной промышленности (в первую очередь - ПО «Маяк») в трех ЗАТО Росатома, а также крупные проекты по добыче и переработке полезных ископаемых (разработка Томинского меднорудного месторождения и др.)

        Каждой из таких потенциальных «точек роста» сопутствует свой набор специфических проблем, требующих индивидуального и комплексного подхода. При этом максимальная реализация специфики и конкурентных преимуществ таких проектов особо значима и перспективна для региона - и наоборот, усреднение подходов губительно для динамики развития. Отдельные характеристики таких проектов могут быть уникальны.

        Так, крупнейшее ЗАТО страны - город Озерск (с численностью населения в зоне получасовой транспортной доступности более ста тысяч человек) и ПО «Маяк» с долгосрочной и гарантированной инвестиционной программой, образуют уникальную систему глобального масштаба, занимающую особое место на международных рынках. При координации планов развития с ЗАТО Снежинск и рядом соседних территорий, здесь может идти речь о перспективе формирования нового высокотехнологичного индустриального района на севере Челябинской области (уж сейчас на базе "Маяка" формируется новое предприятие станкостроительного кластера). Не зря при разработке Стратегии развития Екатеринбурга ее авторы включили Озерск в экономическую зону развития и влияния столицы Среднего Урала (расстояние - 100 км.)


         Впрочем, здесь тоже все далеко не просто. Решение локальных, хотя и перспективных задач по ускорению развития, в специфических условиях ограниченности трудового потенциала территорий, а также ряда других особых факторов ЗАТО, снижает эффект работы и инвестиций градообразующих предприятий для развития этих территорий и многократно уменьшает максимально возможный синергетический результат.

         Идея формирования в таких условиях однотипно построенных ТОРов (территорий опережающего развития), нацеленных на привлечение инвестиций, представляется в случае Озерска проблематичной, поскольку может усилить существующие диспропорции. Инвестиций здесь более чем достаточно, однако, есть серьезные проблемы с их структурой и освоением в условиях дефицита (и дальнейшего сокращения) трудовых ресурсов.

         Проекты по добыче и переработке полезных ископаемых предполагают формирование в регионе новых промышленных зон и площадок. При соответствующем проектировании и использовании современных технологий, непосредственные экологические риски здесь минимизируются. Однако синергетический социо-эколого- экономический эффект в подобных случаях может сильно различаться из-за особенностей развития окружающих территорий.

          Это в полной мере касается освоения Томинского меднорудного месторождения, примыкающего как границам развивающейся Челябинской агломерации, так и границам экономически депрессивного, социально и экологически проблемного Челябинского угольного бассейна (Коркинский и Еманжелинский районы).

        Здесь находится огромный, не имеющий экономических перспектив и экологически крайне опасный Коркинский угольный разрез. Продолжение его функционирования было связано с неэффективностью диверсификации угольной отрасли и потребностями обеспечения занятости в этих территориях. Здесь присутствует целый комплекс масштабных и взаимосвязанных социо-эколого - экономических проблем. Наиболее известные из них: лишь частично решенная при участии федерального бюджета проблема переселения поселка Роза, экологические проблемы самовозгорания угля, масштабные выбросы вредных газов и загрязнение атмосферы близ расположенных городов, включая Челябинск.

         Стимулирование развития этих территорий через осуществление проекта Томинский ГОК с последующим разрешением хотя бы части отмеченных проблем, большинство которых не имеет по сей день четкой стратегии решения, позволит многократно повысить синергетический социо-эколого -экономический результат конкретного проекта. Его интеграция в программы развития депрессивных территорий Коркинского и прилегающих районов позволит компенсировать риски, связанные с близостью городской черты; этот проект может стать одной важнейших «точек роста» для южной части Челябинской агломерации.

        …Фактически речь сейчас идет об организации своеобразного «тюнинга» социально-экономического развития перспективных территорий.

          При этом остается пока не разрешенным один из главных вопросов: кто именно в руководстве региона должен заниматься «точками роста»? Здесь следует  подумать об отходе от обычных управленческих стереотипов и использовании новых проектных подходов. Например, об  образовании некоего межведомственного центра регионального развития с комплексным мониторингом и рассмотрением вопросов с широким привлечении независимых экспертов.

          Вcе вышесказанное заведомо относится к межведомственным управленческим вопросам. Здесь сталкиваются интересы различных министерств и персоналий. Поэтому существуют большие риски, что даже при наличии жестких указаний «с самого верха», решение этих вопросов постепенно войдет в противоречие с функциями, должностными обязанностями и существующими регламентами – да и просто интересами спокойного течения государственной службы. Очевидно, что формальное назначение того или иного ответственного чиновника без решения межведомственных вопросов  и расширения взаимодействия в рамках «общество-бизнес-власть», принципиально ситуацию не изменит.

           Эта «техническая» проблема все еще мало заметна общественности и политическим лидерам, но без ее решения в повестке настоящего развития региона не стоит ждать больших перемен (текст полностью - http://sgordeev.livejournal.com/9164.html

          Это лишь одна из важных тем, личное и профессиональное понимание которых мы постараемся донести до губернатора и его помощников - для того, чтобы задачи развития ставились точнее и решались эффективнее.

   

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner