?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Победа и ее уроки

          Единственной интригой вчерашних выборов главы Челябинской области был процент явки: придет ли на выборы, начисто лишенные интриги,  достаточно южноуральцев,  чтобы Борис Дубровский воспринимался действительно легитимным, авторитетным и уверенным в себе политиком N1 региона?
          Ну и еще – будет ли на этих выборах второе место как таковое (то есть сумеет ли кто-то из оппонентов хотя бы приблизиться к лидеру, выйдя за рамки 10% поддержки избирателей) и кто его займет – коммунист Нациевский или «либерал-демократ» Пашин?

           Можно сказать, что удалось наполовину: явка по области была достаточно высока – 42%.  Это выше средней по стране и значительно выше, чем в сопоставимых с Южным Уралом регионах – Новосибирской области и Красноярском крае (там не дотянули и до 30%), не говоря уже о Питере и Москве (учтем также, что на последних губернаторских выборах 2000 года, где конкуренция была исключительной - за власть реально бились П.Сумин, В.Гартунг и М.Гришанков, явка составила 50,8%).

            А вот со вторым местом не заладилось. Борис Дубровский, набрав беспрецедентно большой процент голосов избирателей (порядка  87%), лишил своих соперников возможности получить полноценное «серебро»: 4,5 % К.Нациевского – это, скорее, утешительный приз от коммунистического электората, нежели вторая ступень политического пьедестала. За границы «гетто 10%» оппозиция так и не вышла: ее просто нет.

             Впрочем, едва ли в политическом штабе Бориса Дубровского сильно переживают по этому поводу. Поскольку выборы прошли для их шефа не только победно, но и чисто (это действительно уникально - не было зафиксировано ни одного серьезного нарушения, даже оппозиция не высказывала по ходу голосования каких-либо существенных претензий, не отмечено фактов давления на оппонентов или избирателей), Дубровский теперь является абсолютно легитимным главой области, имеющим полное  политическое и моральное право на любые решительные шаги.

              Их предстоит сделать немало в ближайшее время. Прежде всего – формирование нового правительства, способного на реальные действия в становящихся все более сложными социально-экономических условиях. Этот процесс явно затянулся и правительство области представляется собой сейчас недееспособную тусовку политических инвалидов из числа чиновников Юревича и Сумина, давно ожидающих отставки либо робко надеющихся на переназначение. В таком состоянии духа работать невозможно, все ждали выборов, после которых Дубровский получит политическое право сформировать свою команду «с чистого листа». Это скоро начнется.

                Необходимо также без раскачки приступать к подготовке муниципальных выборов следующего года: это также вопрос о «команде Дубровского», только на уровне глав городов и районов. Люди живут именно там и только по условиям своей жизни, уровню обустройства среды обитания, судят об успешности политики властей всех уровней.

               И еще замечание относительно явки.  Думаю, зафиксированный по итогам голосования 14 сентября уровень в 42% является физически возможным пределом явки при нефальсифицированных выборах «референдумного типа», когда у главного претендента нет реальных конкурентов (про Дубровского один пожилой челябинец так и сказал мне: «его же Путин назначил, какие еще выборы?..»)

               Ведь «погоду» по явке делают не малонаселенные сельские территории, а крупные города. Их избиратель гораздо искушеннее и хорошо понимает – где реальный выбор, а где его имитация. Соблазн потратить воскресное время более интересно и полезно в городах слишком велик, а искусственно сформированные мобилизационные мотивы слишком слабы. Так что дело не в огрехах штабов. Хотим высокую явку - пора переходить к настоящим выборам.

               Прогнозы большинства коллег (в том числе – мои; исключение составлял, пожалуй, один С.Зырянов, твердивший про явку в 40-45%) о том, что явка может перевалить за 50%, в основном базировались:
               А). На предположении, что большинство избирателей поспешит воспользоваться правом выбора губернатора, которого они были лишены 14 лет;
               В). На социологических данных, говоривших о 60-65% намеревающихся прийти на выборы.

                Реальная явка по области в 42% -  политически важный урок. Он заключается в том, что наших людей так долго и основательно отучали от выборов, так долго убеждали в том, что демократия – это не наш путь, а начальству лучше знать, кого тут назначать, что они поверили в это. Теперь, для того, чтобы убедить их в обратном, потребуется время и серьезные, честные усилия власти.

                  И еще. Становится совершенно ясно, что властям (и вообще политикам, политически активным людям) следует с большой осторожностью относиться к данным соцопросов (даже проводимым абсолютно честно и профессионально) в той их части, где речь идет о поддержке/не - поддержке власти, ее кандидатов, ее акций и политики. Люди научились говорить социологам то, что, как им кажется, от них ждут. Поэтому разного рода заоблачным рейтингам может вдруг оказаться грош цена в базарный день.

                  К тому же подтвердилось наше предположение о том, что сотни разношерстных, скандальных, вразнобой ведущихся кампаний кандидатов в «новые» райсоветы, не только не помогли явке губернаторской кампании, но во многом снизили ее показатели в самом крупном городе региона – Челябинске: люди (причем  - пожилые), которых обзванивали вчера вечером с просьбой прийти на участки, реагировали весьма злобно на «эти ваши выборы».

                 Я не останавливаюсь здесь подробно на чисто технических, но оказавших существенное влияние на явку недоработках избиркомов; например, о невычещенных списках избирателей – особенно критично это оказалось для Челябинска, где в огромных новых районах (Парковый, Чурилово и др.) сотни и тысячи избирателей не живут – и не голосуют, соответственно – по месту регистрации; там полно квартир, сданных жителям Казахстана, Курганской области и т.д.; кроме того работа с военкоматами (призванные избиратели) началась едва ли не в день голосования; умершими за последнюю неделю занялись вчера вечером: все это «стоило» нескольких процентов голосов по городу (уверен, не только в Челябинске).

                Впрочем, нет ничего драматичного в недостаточно оглушительных цифрах явки или голосования за Дубровского в том или ином районе области ("передовиком" среди крупных городов, похоже, стал Озерск с 87,5% поддержки Дубровского при 37% явки): все это малосущественные вопросы политтехнологий, а не политики. Главный же политический итог этих выборов заключается в том, что вновь формирующаяся на базе выраженного Борису Дубровскому исключительного доверия населения региональная власть должна – и получила эту возможность - строиться на принципиально иных моральных и политических основаниях.

                На смену тем, кто шел во власть ради осуществления своих коммерческих и коррупционных проектов, ожидаются люди, в основе жизненных ценностей которых – открытая и эффективная работа на интересы населения и государства как основа личного успеха и карьерных перспектив. Политики и чиновники, которые обслуживают общество, а не паразитируют на нем. Это возможно: личная и политическая судьба самого Бориса Дубровского – убедительная тому иллюстрация.

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner