?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

          Завершение на этой неделе кампании по выборам губернатора Челябинской области и депутатов новых челябинских муниципалитетов, создаваемых на базе семи городских районов (оставим пока в стороне еще несколько территориальных кампаний) позволяет уже сейчас сделать несколько существенных, с точки зрения политической практики, выводов.

            Губернаторская кампания спокойно и уверенно движется к своему триумфальному завершению. Вся административно - медийная вертикаль слаженно работает на победу единого кандидата, а также на обеспечение довольно высокой явки. Могу выразить уверенность (в том числе, опираясь на последнюю социологию), что оба результата будут достигнуты – при том, что сделать это изначально было весьма непросто: отсутствие борьбы и интриги прямо противоречит хорошей явке.

           Однако политическая команда Дубровского сумела еще весной сформировать  рациональную, хоть и неброскую повестку – это было необходимо для того, чтобы погасить многочисленные полыхавшие в регионе внутриэлитные конфликты, «поставить всех в строй» и полностью исключить дестабилизирующий «фактор Юревича», абсолютно реальный в Челябинске еще полгода назад.
            Сделали это за счет спорной, но тактически выигрышной для нового главы региона «реформы МСУ»: была разрушена прежняя система городских выборов, а в новой экс-губернатор уже не имел прежних козырей и шансов. Одно дело – провести 9-10 депутатов и иметь в гордуме «блокирующий пакет», совсем другое – работать с массивом в 170 кандидатов, как сейчас. Уже к началу лета выборы идеологически и аппаратно были выиграны, в августе узнаваемость Дубровского в регионе поднялась до 94%. Если еще весной можно было ожидать выдвижения довольно сильных оппонентов – таких, как Гартунг или Давыдов, то теперь игра была сделана.

            Сегодня споры по вероятному уровню явки продолжаются, однако слишком многое говорит о том, что потенциально невысокая активность избирателей в ряде территорий горнозаводской зоны будет перекрыта показателями Магнитогорска, Челябинска и трех ЗАТО – именно здесь проживает большинство активно голосующих избирателей.   
           Сейчас я оцениваю принципиальные вещи; завтра - послезавтра, по получении последних «линеек» от социологов, смогу дать довольно точный прогноз в цифрах.

            Одновременно множество кампаний челябинских кандидатов в муниципальные депутаты не только демонстрируют своего рода «избирательную махновщину» и непредсказуемы по результатам (тем более, что в маленьких округах кандидаты, как правило, не разоряются на качественную социологию, а потому «бьются вслепую»), но и ставят под вопрос способность местных властей контролировать здесь ситуацию на будущее.

          Примеров тому множество. Из числа наиболее заметных – быстрое «вымирание» всех кандидатов-конкурентов в округе тракторозаводского «олигарха» Б.Видгофа (то есть все снялись и он остался один - теперь там будет референдум вместо выборов),  острые «разборки» между командами равноприближенных к власти предпринимателей И.Мительмана и Д.Довженко в Курчатовском районе, а также «страшное давление мафии» на кандидата Д.Гнеушева в Курчатовском районе, который сомневается, что доживет до выборов и потому просит через свою газету избирателей «голосовать сердцем» (раньше в подобных случаях просили «считать коммунистом»).

           Причем это (и еще десяток, перечислять неинтересно) - лишь те эпизоды, когда скандальные конфликты и заявления выглядят относительно осмысленными – во множестве других случаев даже столь относительной логики не наблюдается. Ведь «районные авторитеты» ведут свои разношерстные и малоопытные команды «группой на группу» без какой-либо партийно - политической маркировки. Все обещают всем все покрасить, отремонтировать, исправить и ссылаются на то, что именно они – «люди дела»; многие, особенно в Ленинском районе возят избирателей на страусиную ферму г-на Болдова: страус-агитатор, лишенный политических ориентаций и обязательств, может стать хорошим символом нынешней муниципальной кампании в Челябинске.

           Достаточно просмотреть пару десятков «агиток» местных кандидатов, чтобы убедиться в абсолютной бессодержательности их посланий избирателю. Речь в 99% случаев идет не о политической конкуренции, но лишь о том, кто кого «переклеит» или перекупит. На рынок вышли целые команды «агитаторов», единственный смысл работы которых заключается в том, чтобы за определенную мзду привести на участки в интересах конкретного кандидата примерно два десятка своих родных, друзей и соседей. Хотя лучшей цифрой считается три десятка – на этот предмет существуют специальные расчеты по округам.

           Все это уже привело к невиданному падению нравов среди «политического актива» в «новых округах». Думаю, есть и случаи близкие к клиническим, поскольку иные «агитаторы» перепродали свою родню уже не по разу, тогда как голос у каждого все-таки один.
            Учтем и то, что все это время мы наблюдали «цветочки»: «ягодки» наши креативные кандидаты приберегли, как водится, на последние дни и даже часы выборов.

          Как будет в результате всего этого выглядеть состав челябинских райсоветов и чего ждать от такой «политэлиты» жителям районов, городской и областной власти – одному Богу известно. Ведь среди нынешних депутатов гордумы и так уже распространена практика не избираться там, где работают их фирмы или живут они сами: это достаточно яркий показатель объема социального капитала этих людей – в отличие от финансового.

           Очевидное противоречие между характером и вероятными результатами губернаторской и депутатских кампаний лишь очень далекий от местных реалий человек объяснит тем, что на муниципальном уровне внезапно восторжествовала демократия, тогда как на уровне областном царит очевидная безальтернативность: грязь и беспорядки часто сопутствуют демократии, но никогда не являются ее сутью.

           Главная ошибка, полагаю, была сделана тогда, когда, приняв решение вести губернаторскую кампанию в классическом стиле «управляемой демократии» - то есть четко выстроив понятную чиновникам и подавляющей части электората «вертикаль» штабов и медийных ресурсов - и замкнув ее на администрацию губернатора, местные кампании отдали на откуп всякого рода олигархам районного розлива.

            Последние, будучи твердо уверены в том, что, в отличие от ларьков и ресторанов, никакой политики на свете не существует, не только окончательно превратили эти выборы в фарс, но и отняли массу времени и сил на свои разборки у районных чиновников - чем в немалой степени снизили эффективность губернаторской кампании.
           Вся избирательная кампания в Челябинске (по крайней мере, у «партии власти» - прочие - не ее проблема) должна была быть строго единообразной и управляемой из единого центра – только это могло обеспечить ее достойный ход и предсказуемые результаты.

           Нельзя быть «наполовину беременной» - равно как не следует поощрять разномыслие в одной голове. Если у вас на региональном уровне референдум «де-факто», то на муниципальном уровне никак не родится афинская демократия. В лучшем случае - референдум «де-юре», как в случае с Видгофом. В худшем – та самая глубоко провинциальная «махновщина», наблюдаемая нынче во множестве округов.

            У меня мало симпатий к функционерам местной «партии власти». Кампанию губернатора вели не они, зато «сдавали» своих кандидатов местечковым олигархам – они. Характерно, что большинство выдвиженцев «ЕР» теперь благодарно замалчивает свою принадлежность к этой партии – при том, что большинство из них, обладая средней узнаваемостью в 30% и средним рейтингом в 20 -25%, имеет возможность победить лишь благодаря губернаторской кампании, обеспечивающей в городе явку, административный ресурс и отчасти реанимировавшей доверие к значку «Единой России».
           Однако, к сожалению, будущий состав челябинских райсоветов рискует стать отнюдь не личной проблемой этих партийных боссов.

           Впрочем, кто сказал, что политический менеджмент – это просто?

             

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner