?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

        Продолжаем обсуждать Стратегию развития Челябинской области. Предлагаю вашему вниманию (и Дубровскому на заметку)) мнение Якова Гуревича, директора компании «КЭМП», эксперта по инфраструктуре.

 
        Новый губернатор применил для «СТРАТЕГИИ-2020» новую для Челябинской области стратегию: еще в январе объявил, что это не пустая формальная бумажка, а серьезный документ, в соответствии с которым он намерен двигаться вперед.
Сразу возникла проблема с правительством, в первую очередь с Минэкономразвития, занимающимся разработкой документа. Они никогда не делали подобных документов и, естественно, не смогли сделать за два месяца - даже с учетом того, что губернатор дал месяц дополнительно. Дубровский вынужден был продлить срок работы над стратегией до 1 августа, что соответствует предложениям экспертов, говоривших, что для разработки реальной стратегии требуется 6-9 месяцев.

          Следующее стратегическое изменение – в центре документа - человек.
       
           Цель Стратегии – рост благосостояния и качества жизни людей. Другой цели в Стратегии нет. Этот рост будет обеспечен за счет динамичного развития и повышения конкурентоспособности области.

       А человеческий потенциал ограничен только нашими представлениями о его границах.

          Вся экономика должна быть подчинена развитию человека и использованию человеческого потенциала. Для этого необходимо ставить перед людьми  серьезные, амбициозные задачи.

         Губернатор озвучил параметры крайне благоприятного сценария, предложенные правительством. Но достичь этих параметров очень непросто. По доходам консолидированного бюджета на душу населения область занимает 62-е место в России, и возможности маневра крайне ограничены. В любом случае потребуется «оцифровка».

Точка отсчета

          По информации министра регионального развития Слюняева, по итогам 2013 года Челябинская область заняла 33 место по уровню социально-экономического развития (против 15-го места в 2007 году). Наша экономика очень инерционна, остановить ее падение быстро невозможно, база падения была заложена ранее. Надо четко понимать, что падение в этом году будет неизбежно продолжаться, скорее всего – и в будущем. И это даже в благоприятной ситуации. Показатели двух месяцев этого года динамику подтверждают: промышленность области – 99%, России – 100,9%, строительство области – 95,9%, России – 96,2%. Поэтому главная задача – остановить падение и подготовить базу для роста.

Задачи

          Удвоение валового регионального продукта – сложнейшая задача. Но с учетом того, что Челябинская область на 37 месте по ВРП на душу населения, отставая в 1,5 раза от среднероссийского уровня, это позволит достичь сегодняшнего среднероссийского уровня. Учитывая, что другие регионы также будут двигаться вперед, это позволит лишь сократить отставание к 2020 году. Кроме того, нужно учитывать, что за последние 8 лет численность населения региона в трудоспособном возрасте сократилась на 8% и будет сокращаться дальше.

         Повышение производительности труда в 1,7 раза – также чрезвычайная задача.  Сейчас наше место в России – 30-е, при решении поставленной задачи область может выйти примерно на 15-е место к 2020 году. Президент Путин поставил задачу увеличивать производительность на 5-6% ежегодно, т.е. темпами в полтора раза меньшими. Кроме того, за предыдущие 50 лет производительность труда в России никогда не росла с такой скоростью. В отдельные годы подобного роста производительности труда достигал лишь Китай.

         Увеличение продолжительности жизни до 74 лет невозможно ни в каком варианте. Это крайне инерционный показатель. Высший результат в Челябинской области был достигнут в 1990 году – 69,95 года и даже 71 год к 2020 году было бы выдающимся достижением.
           На сегодняшний день заявленный показатель продолжительности жизни достигнут только в Москве (за счет более эффективной медицины) и в Дагестане и Ингушетии (за счет высокой рождаемости и хорошей экологии). Половозрастная структура не способствует быстрому росту. Рождаемость начала снижаться еще в прошлом году и будет снижаться еще примерно лет 10.

          В результате численность населения за 10 лет может снизиться почти на 5%, а в трудоспособном возрасте – значительно больше, чем на 5%. Как резко сократить смертность в допенсионном возрасте (наркомания – последнее, 83 место в стране по новой заболеваемости, алкоголизм, дорожные и бытовые травмы и т.п.) – неизвестно. Поэтому сохранение работоспособности людей пенсионного возраста и обеспечение их рабочими местами – вопрос важнейший. Кроме того, нужно крайне осторожно инвестировать в строительство детских садов – из-за снижения рождаемости они могут не понадобиться, и искать другие формы.

          Рост зарплаты в 1,8 раза реален, с учетом ожидаемой 40% инфляции. Но лишь при росте производительности труда в заявленном идеальном варианте. Пока наше место  - 34.

        Достичь обеспеченности жильем из расчета 30 кв.м. на человека невозможно. Для этого за 7 лет нужно построить треть жилья, возведенного за предыдущие 100 лет, или новый город размером побольше Миасса ежегодно, начиная уже с этого года. В год нужно строить в среднем в 3 раза больше среднего уровня предыдущих 10 лет.

          Даже по техническим причинам выйти на уровень 3,7 миллиона кВ.м в год можно не ранее 2020 года, причем это потребует огромных инвестиций в развитие строительной отрасли, что маловероятно, учитывая неустойчивость этого сектора (годовой объем в течение последних 10 лет колебался от 1 до 2 миллионов кВ.м в год).

          Кроме того, даже рост заплаты в 1,8 раза не может обеспечить достаточного спроса. И, наконец, это потребует огромных расходов на инфраструктуру и объекты соцкультбыта, что заведомо превосходит возможности бюджета, поскольку потребует  более 100 миллиардов рублей. Сдавать же жилье без инфраструктуры нельзя, это означает провоцирование сегодняшних скандалов в Чурилово и Красном поле, где люди, обманутые якобы дешевым жильем, живут в условиях полного бездорожья.

           Неоднозначная ситуация с трудовыми мигрантами. С учетом крайне неблагоприятной демографической ситуации, практически гарантирующей снижение численности населения в трудоспособном возрасте на уровне 5% к 2020 году, мигранты необходимы.
            Но нужно учитывать, что значительная часть малопроизводительных неквалифицированных рабочих мест создается умышленно, с целью получения незаконной прибыли. Замена общественного транспорта маршрутками снизила производительность труда по крайней мере в 3 раза и для обеспечения рентабельности этого бизнеса необходимо использовать бесправных мигранты, работающих в два раза больше норм установленных МОТ.
Естественно, местное население на таких условиях работать не будет. Но ликвидация таких незаконных, нарушающих конкуренцию рабочих мест, создаст более производительные и квалифицированные места для местного населения. Кроме того, необходимо учитывать и другие последствия незаконных рабочих мест: рост аварийности и преступности.

Конкурентные преимущества
          Крайне осторожно нужно говорить о конкурентных преимуществах. Конкурентное преимущество – это то, чем обладаешь ты и не обладают другие.

        По уровню образования Челябинская область не является ни российским, ни региональным лидером. Свердловская область имеет заведомое преимущество в этой сфере: наличие Академии наук, федерального университета, большего количества разного рода НИИ. Численность обучающихся по программам начального профессионального образования (т.е. по рабочим специальностям) сократилась у нас в 3 раза за 20 лет - с 60 до 20 тысяч человек в год.

          Доля Челябинской области в добыче полезных ископаемых в 8 раз ниже среднероссийской, область занимает 33 место в России по объемам добывающей промышленности. Надо полагать, все, обладающие конкурентными преимуществами месторождения, уже разрабатываются.

         Разнообразные природно-климатические условия также вряд ли являются серьезным конкурентным преимуществом. В 2008 году именно развитие туристского потенциала области было основой стратегии. Но об этом заявили 73 субъекта РФ из 83. К сегодняшнему дню чебаркульская и увильдинская курортные зоны фактически уничтожены, а по горнолыжнм курортам область заведомо уступает Сочи и Северному Кавказу.

           Отдельные, очень серьезные конкурентные преимущества в оборонно-промышленном комплексе, безусловно, существуют. Но в интересах области в целом в настоящее время они не используются. Как обеспечить развитие точечных конкурентных преимуществ и построить систему развития области с их использованием – сложнейшая, но решаемая задача.

               Челябинская область – зона рискованного земледелия. Причем более рискованного, чем в соседних областях. Животноводство и птицеводство не имеют гарантированного обеспечения собственными кормами, и соответственно, еще более рискованны, особенно с учетом конкуренции и ВТО. Поэтому развитие села возможно только при наличии стратегии государственной поддержки устойчивого развития.

            Масса заброшенных промышленных площадок заведомо не является конкурентным преимуществом. Отсутствует информация об их количестве, местонахождении, состоянии. При этом Башкортостан еще 5 лет назад провел ревизию подобных площадок (их оказалось более 2 миллионов кВ.м), отобрал пригодные и определил их возможные сферы применения. Большинство заброшенных площадок непригодно для эффективного использования- с учетом того фактора, что современные производства имеют достаточно компактные размеры и высокие требования к производственной инфраструктуре.  Тем не менее, вместо использования заброшенных, но заведомо более эффективных площадок, Челябинская область вложила более 1 миллиарда рублей в индустриальный парк «Сосновка», уступающий некоторым заброшенным производствам по большинству параметров.

                Региональное здравоохранение также не обладает системными конкурентными преимуществами. Пока по заболеваемости детей до 14 лет область превосходит российские показатели абсолютно по всем видам болезней. Речь может идти о том, что необходимо эффективно использовать все имеющиеся виды ресурсов для изменения ситуации. То же самое относится, безусловно, к индустрии спорта и отдыха.

            Объективное географическое преимущество, безусловно, есть. Но пока оно не используется. А когда не используется - становится конкурентным недостатком. На сегодняшний день Челябинская область удалена от всех крупных, особенно – внешних, рынков и имеет крайне высокую долю транспортных издержек. Действия администрации Челябинской области последних лет привели к исключению Челябинской области из всех федеральных инфраструктурных программ и стратегий, в частности, из системы международных транспортных коридоров. Реализация федеральных проектов инфраструктуры в сегодняшнем виде, т.е. в обход, сделает невозможным использование географических преимуществ Челябинской области в будущем.

Инвестиции
             Это самый провальный экономический показатель Челябинской области – 58 место в России, в 2 раза ниже среднероссийского уровня.

          Даже удвоение в денежном выражении сегодняшнего объема, с учетом инфляции, не подняло бы область и до 30-го места. А нужно учитывать, что речь не только о текущем объеме инвестиций, а о накопленном объеме. Именно инвестиции предыдущих 5 лет будут определять социально-экономическую ситуацию области на ближайшие 5-10 лет. Это создает крайне серьезные проблемы для достижения всех остальных показателей.

        Удвоение инвестиций – вполне реально. Более того, при правильных действиях можно достичь и существенно лучшего результата. Другое дело, что результат этих инвестиций начнет реально сказываться за пределами 2020 года. Но для этого необходим набор разумных действий.

         В первую очередь, нужно прекратить превращать потенциальных инвесторов в попрошаек.
Когда губернатор и правительство области позволяют себе публично оскорблять крупнейшие мировые компании (каждая из которых заметно превосходит всю экономику Челябинской области в целом), заявляя при встрече или в официальных газетах, что они предлагают «старье» или «глупости», трудно ожидать не только иностранных инвестиций, но и инвестиций вообще. Не случайно после этого прямые иностранные инвестиции фактически прекратились.

         Должен быть четко обозначен ответственный за инвестиции. Заявление предыдущего губернатора, что инвестициями занимаются все, означало, что инвестициями не занимается никто.
Нужна четкая стратегия области, инвестиционная стратегия. Инвесторы, в том числе местные, должны знать, во что перспективно инвестировать, в каких местах, какая может быть поддержка.

         Радует, что одним из первых действий губернатора было увольнение руководителя АИР. Но в целях АИР не было и нет ключевых вопросов: разработка инвестиционных проектов области и участие в таких проектах (видимо, в форме ГЧП) от имени области. Созданное ранее Агентство регионального развития было ликвидировано именно потому, что пыталось заниматься реальными инвестициями. При этом многие результаты работы с инвесторами были утрачены.

         Бюджет области на 73% социальный. Но остальные 27% - бюджет развития. И ключевой вопрос – как эти проценты будут использованы. При эффективных бюджетных инвестициях на каждый бюджетный рубль приходится до 10 рублей частных инвестиций.
Инвестиционные потери можно оценить на примере дорожной революции. Как наконец признал один из лидеров этой революции С.В. Давыдов, бюджет был обескровлен  (а по Челябинску это около 15 миллиардов рублей). Но эффективное использование этих денег могло принести до 150 миллиардов рублей частного софинансирования. И это не считая ущерба от революции, нанесенного транспортной системе, экологии, безопасности, которые еще предстоит компенсировать, тратя на это огромные деньги.

          К сожалению, в Стратегии не выделена экология. Между тем Челябинская область традиционно занимает последнее место в стране по этому показателю. И это важнейшее препятствие на пути создания условий для развития человеческого потенциала. В то же время место области в экологических рейтингах определяется совершенно не теми факторами, которые реально существуют.

                Радиационная опасность многократно преувеличивается и органами власти не делается ничего, чтобы привести ее оценку в соответствие с реалиями. Существенно снизились за последнее время и выбросы крупных промышленных предприятий. Тем не менее экологическая ситуация в Челябинске существенно ухудшилась, а именно в Челябинске под влияние этой экологии попадает треть населения области и это будет влиять на ситуацию, в том числе и в рейтингах. Причем к ухудшению ситуации привели исключительно действия органов власти.

             Основой вклад в ухудшение ситуации внесла «дорожная революция». Появились пыльные бури, причем в любое время года, образуемые десятками тысяч тонн асфальта (что пока не учитывается в загрязнениях атмосферного воздуха). Безумное, бессмысленное расширение дорог до окон домов, с уничтожением тротуаров и растительности, повысило на порядок уровень шума и обеспечило доставку выбросов в окна домов. Городская свалка стала крупнейшим в городе единичным источником выбросов, существенно превзойдя любое из промышленных предприятий. МУП ПОВВ по сбросам неочищенных стоков превосходит все крупнейшие предприятий города, вместе взятые, опережая МЕЧЕЛ в 10 раз.

Итоги

          «Но нашим главным преимуществом – и это мое глубокое убеждение – был и будет Человек».
           Перспективы области в критической степени зависят от того, станет ли губернатор Дубровский Борис Александрович конкурентным преимуществом. Предыдущим губернаторам конкурентными преимуществами области стать не удалось. Судя по достигнутым показателям, они были конкурентными недостатками.

          10% затрат дают 90% результата. Нужно выделить эти наиболее эффективные 10%. До 1 августа можно это сделать. Но это должны делать профессионалы, а не оптимистичные чиновники.

            «Мы с вами все наследники победителей, давайте работать и побеждать!»
             Это главная идея выступления Дубровского в Заксобрании области. Для этого придется в разумные сроки поменять состав правительства. Судя по результатам, нынешнему не удалось эффективно работать. А убогие лозунги: «Челябинская область заняла № место по какому-то показателю», обычно во втором-третьем десятке, вовсем не свидетельствуют о способности и желании побеждать.

             Подобная позиция в сочетании с 34-м местом в стране по зарплате, которая на 13% ниже средней, точно не стимулировала ни развитие человека, ни удержание (не говоря уже о привлечении) наиболее активных и эффективных людей. Возможности же коррупции привлекают людей совершенно иного качества и мотиваций.
 

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner