?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

          При правительстве Челябинской области функционирует множество структур, призванных оказывать поддержку местному предпринимательству (примерный список – в конце текста). Однако эффективность этой «поддержки» более чем сомнительна, уместнее говорить о размере нанесенного бюджетам ущерба, подчеркивали вчера на заседании рабочей группы «Честная и эффективная экономика» регионального отделения ОНФ. Вопрос требует детального изучения, но ключевые показатели бизнеса – объемы инвестиций и динамика малого предпринимательства в регионе очевидно отрицательны.

              Так, инвестиции в основной капитал падают в регионе все последние годы (в первом квартале 2017 года они составили 86% к соответствующему периоду прошлого года). С малым бизнесом дело обстоит еще хуже. Несмотря на то, что число зарегистрированных малых предприятий выросло по сравнению с 2014 годом (4597 на 1 января 2014 года и 5721 на 1 января 2017-го; это понятно, так как новые фирмы регулярно регистрируются, а прекратившие работу сплошь и рядом не ликвидируются), то численность реально занятых в этой сфере резко сократилась – 129263 человек в 2017 году против 151685 в 2014-м. Оборот малых предприятий в регионе также упал – 329549 млн. руб. в 2014 году против 308825 в 2016-м (несмотря на рост цен).

         Есть основания полагать, что структуры поддержки бизнеса в регионе не столько содействуют его развитию, сколько перекачивают в частные карманы огромные суммы бюджетных денег, исчисляемые сотнями миллионов рублей (это постоянно повторяющиеся истории, начиная с 300 млн бюджетных рублей, похороненных Венчурным фондом Челябинской области в печально известном банке «Пересвет»). ОНФ намерен предметно изучить эффективность деятельности «околобюджетных» контор и взять эту ситуацию под публичный контроль.

        Областные чиновники, похоже, намерены идти в прямо противоположном направлении: я говорил об этом вчера на заседании в ОНФ и остановлюсь на этом сюжете более подробно.

         Поскольку ситуация в реальной экономике все время ухудшается, в правительстве области придумали очередную «реформу управления», призванную создать иллюзию развития: по начальственным кабинетам ходит документ, предлагающий  серьезно сократить полномочия Министерство экономического развития за счет создания новых «околобюджетных» организаций. Автором идеи в коридорах власти называют вице-губернатора Р.Гаттарова.

         Содержанием реформы планируется объявить «реструктуризацию Министерства экономического развития для повышения эффективности деятельности и повышения качества услуг».

          Предлагается сократить численность сотрудников министерства на 10-15% (в прошлом году там работало 115 человек, хотя в 2017-м порядка 15 сотрудников уже уволилось), одновременно урезав функционал ведомства и оставив за ним «две ключевые функции - стратегическое управление и определение экономической политики». При этом основные проекты, предполагающие достижение результата и конечных эффектов  в ограниченные сроки предполагается передать «подведомственным организациям министерства» – государственным автономным учреждениям, некоммерческим организациям, фондам, агентствам и прочим «бюджетным учреждениям».

         Зачем понадобилась эта «реформа» Минэкономразвития, по определению неспособная дать стимул развитию реальной экономики региона? Экономика здесь вообще не причем, у чиновников собственные стимулы и интересы.
 
        Во-первых, такое преобразование ключевого ведомства развязывает руки руководству экономического блока правительства в кадровых вопросах. Штат министерства реально сократят на несколько человек (тем более, что сокращение штатов на 10% и так предусмотрено последними инициативами Москвы), но за счет новых «подведомственных предприятий» тут же увеличат на несколько десятков сотрудников. Все эти люди будут по-прежнему получать зарплату из бюджета, не считаясь при этом госслужащими, что серьезно снизит планку требований при приеме на работу. Туда можно будет записать не только всю еще не устроенную «на бюджет» «Молодую гвардию», но и следующее поколение людей без определенных компетенций, но с понятными персональными ориентациями и большими амбициями. С учетом того, что численность чиновников в регионе давно превысила разумные границы и продолжает расти, это важно.

      Во-вторых, «реформа» окончательно размоет персональную ответственность за решение задач и результаты «освоения» бюджетных средств. С чиновников министерства хоть что-то можно спросить, с работников многочисленных «подведомственных предприятий» неопределенного статуса и полномочий – едва ли. Это напоминает вечную игру челябинской мэрии в преобразование МУПов в акционерные общества и обратно: кто ответил за миллиардные долги ЧКТС и Горэлектротранса? Бюджет города – его жители.

       Настоящий смысл передачи исполнительских функций министерства в «бюджетные учреждения» - окончательное оформление «теневой» системы управления бюджетными средствами и перевода их в небюджетные при максимальном снижении личной ответственности высокопоставленных чиновников. Здесь и зарплаты, и содержание офисов и, главное, – дорогостоящие «прорывные инициативы»: от «венчурных проектов» и «технопарков» до «Стратегии до 2035 года» и ВСМ (не все же министерству проводить сомнительные конкурсы).

          Надо понимать суть процесса: все громкие проекты, инициированные руководством экономического блока областного правительства, закончились провалом. Саммит ШОС, ВСМ, ТЛК, станкостроительный кластер, рыбный кластер, туристический кластер, «воздушные трамваи», технопарк «Малая Сосновка», рекреационная зона в Большом Куяше, аквапарк в Копейске и т.д. – по каждому из них результат на сегодня не просто нулевой, а резко отрицательный (если посчитать десятки миллионов бюджетных рублей, потраченных на проекты, пиар, перелеты, конференции и переговоры многочисленных делегаций).

          Где все эти громко обещанные станки и станины, скоростные поезда, «зоны высоких технологий», китайские и индийские инвестиции и «космические» конгресс-холлы? Их нет, но они и не планировались всерьез: в Челябинской области окончательно сформирована «экономика фейка». Ее суть - громко заявить об очередном «мегапроекте», обильно профинансировать «подготовительные» работы, а потом аккуратно спустить его в песок – и так все время, пока находишься у власти, изображая бурную деятельность и прогрессивные инициативы.

          Экономика фейка требует соответствующей системы фейк-управления и фейк- ответственности: они и представлены в проекте новой «реформы» Минэкономразвития.

         Какой спрос с реформаторов, самоотверженно борющихся с тяжким наследием прошлого? И какой спрос с «подведомственных учреждений», где даже госслужащих нет? Примерно такой же, какой мы видим сейчас на примере челябинских МУПов: ну, украли пару миллиардов, с кем не бывает? Бюджет заплатит, как только закончатся суды - и все рассосется.

        Но ведь заплатит не какой-то абстрактный резиновый «бюджет». Заплатят школы, где опять не будет ремонта и нового оборудования, больницы, в которых не будет лекарств, автомобилисты, которые продолжат бить свои машины о ямы в центре города, предприниматели, которые не получат инфраструктуры для бизнеса, больные, которые не дождутся «скорой помощи».

       Зато новая «реформа» позволит паре местных начальников опять «надувать щеки» перед телекамерами, рассказывая о грандиозных планах, пока реальная экономика будет разваливаться, а бюджет - растаскиваться. Они все время ждут, что их заметит и похвалит Москва, но из Москвы хорошо видны лишь толпы обманутых вкладчиков, закрытые заводы и горы горящего мусора на кошмарных челябинских свалках.


          Примерный (неполный) перечень учреждений Челябинской области, осуществляющих поддержку предпринимательства:

«Фонд развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области»
«Региональный центр инжиниринга Челябинской области»
«Центр микрофинансирования Челябинской области»
«Молодежная школа предпринимательства»
«Центр бизнес-инкубирования»
«Центр развития туризма в Челябинской области»
«Государственный фонд  развития промышленности Челябинской области»
«Агентство инвестиционного развития Челябинской области»
«Агентство международного сотрудничества Челябинской области»
«Центр поддержки экспорта Челябинской области»
«Венчурный фонд Челябинской области»
«Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»
«Центр кластерного развития Челябинской области»

            И так далее. Список поддерживающих бизнес за счет бюджета теперь планируется значительно расширить, хотя следовало бы для начала посчитать эффективность работы уже существующих контор на вложенный в них бюджетный рубль: картина, уверен, выяснится потрясающая.

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner