?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Юревич как метафора

      Экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич в буквальном смысле слова – на пороге тюремной камеры. Его судьба дает повод для размышлений о том, как меняется власть в регионах.



      У Юревича нет сейчас хороших ходов. Если в понедельник он вернется в Россию и явится на предъявление обвинения, его, с высокой вероятностью, задержат и водворят в камеру предварительного заключения. Стандартные резоны – имеет обширные связи, большие деньги, загранпаспорт и недвижимость за рубежом, может влиять на свидетелей - применимы к нему в полной мере; при этом вероятность оправдательного приговора мизерна – скорее, его «дела» будут разрастаться. Если не явится, его объявят в розыск и уже точно арестуют после экстрадиции: едва ли Израиль пойдет на конфликт с РФ по такому поводу как коррупционное уголовное дело.

     Примерить на себя роль Ходорковского, сказавшись «политическим», Юревич не может – не та биография за плечами. Превратиться в беглеца, всячески затягивая возвращение на родину можно, но это значит, что он вскоре потеряет весь свой российский бизнес - как минимум.

       Нет никакой нужды в сотый раз расписывать то, что сделало возможным такие перспективы для экс-губернатора: он шел во власть за все большими деньгами - и он их получил вместе с основаниями для обвинений в коррупции. Это ни для кого не секрет. Куда важнее личных перспектив Юревича то, что дает его пример (как и ряд других из последнего времени) для оценки перемен в характере и качестве региональной власти РФ как таковой.

       Известно, что еще лет пять назад на многие грехи «губернаторов – коммерсантов» было принято смотреть «сквозь пальцы» – главным фактором их жизнеспособности была лояльность и эффективность в политическом плане, электоральный потенциал и контроль над территориями. Сейчас все изменилось – губернаторы как влиятельные политики, вожди региональных кланов и обширных клиентел, имеющие мощную финансовую и медийную базу, воспринимаются федеральной властью не как опора, а как угроза.

        Дело не только в том, что такие лидеры используют бюджеты и монополизируют бизнес территорий в собственных интересах, чем загоняют регионы в инвестиционный и социальный кризисы. Выяснилось, что лояльность, имеющая в своей основе голую корысть, крайне ненадежна в сложный момент. Набив свои карманы доверху, местные вожди начали ощущать себя не просто «хозяевами жизни», но и, в какой-то мере, собственниками власти. Войдя во вкус, некоторые из них пытались самостоятельно формировать амбициозные перспективы, выстраивая частные вертикали власти, включающие важные московские кабинеты. Теперь это посягательство на монополию власти, ее фрагментацию и приватизацию, пресекается жестко и показательно – не только в отношении регионалов.

      Юревич стал ярким примером, но вовсе не единственным: последовательная «зачистка» губернаторов прежнего призыва, под конец собравшихся в списке Партии пенсионеров, тому хорошая иллюстрация. Циничные и богатые люди, лояльные внешне, но имеющие собственные планы, выстроенные связи (в том числе в столице и за границей), группы поддержки в регионах и собственные медиа – и заседающие при этом в парламенте в ожидании своего часа –  скрытая угроза, по сравнению с которой Навальный и Касьянов - детский сад.

       Теперь губернаторам официально предъявлен новый стандарт: не обогащаться, не лоббировать клановые интересы, грамотно управлять резко сократившимися бюджетами, не вызывая недовольства населения, не порождая конфликты в местных элитах; их деятельность просматривается насквозь – не только спецслужбами. Но это совершенно неприемлемо для целой генерации политиков - тех, кто шел во власть за миллиардными капиталами и статусом «неприкасаемых»: они так не хотят и не умеют. И это востребует совершенно иной тип управленцев – грамотных карьерных чиновников, не имеющих личного бизнеса, обязательств перед спонсорами и политических амбиций, умеющих вести содержательный диалог, а не личную пиар-трансляцию.

      Время харизматичных региональных вождей, убежденных в том, что нет в жизни ничего важнее и сильнее денег (которых у них много), внезапно кончилось – во властных структурах регионов, во всяком случае. Это хорошо бы понять тем, кто все еще  преувеличивает роль личности М.Юревича в этой истории.

      Не из высоких либеральных устремлений, конечно, но скорее «не от хорошей жизни», это может привести к тому, что государство и, прежде всего, его региональный сегмент, качественно изменится, утратив патримониальный характер и сделав важный шаг на пути к ответственным и подотчетным правительствам. Что подвергает систему в ее нынешнем виде серьезным дисбалансам: именно это, а не экономические стратегии или процент явки - главный вопрос актуальной политической повестки для власти.
      Надо сказать, что в истории подобные трансформации никогда не происходили «от хорошей жизни», однако кризисы – единственный путь развития (есть современная максима: «если технология работает, значит, она уже устарела» - ее можно сравнить с нашим традиционным «если что-то работает – не трожь его»: результаты налицо). Политическим фактом является сегодня то, что архаичная модель регональной власти как системы "кормлений" окончательно изжила себя и отвергнута центром.

      Такая логика может быть признана излишне оптимистичной, если экс-губернатора «подвесят» за границей, принявшись банально делить его бизнес. Хотя что может быть более сокрушительным поражением в системе ценностей людей такого сорта? Эта история станет важным тестом на адекватность очевидно находящейся сейчас на распутье системы. На самом деле, выбор, стоящий сегодня перед Михаилом Юревичем – яркая  метафора куда более принципиальной социальной развилки.   
  

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner