?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

        Совершенно незамеченным общественностью остался существенный рубеж – три года со дня назначения Б.Дубровского главой области – это случилось 15 января 2014 года, после досрочной отставки М.Юревича. Формально полноценным губернатором, без приставки «и.о.», он стал лишь после выборов в сентябре – однако именно что формально.

        Понятно, что праздновать особо нечего. Три года работы – тот срок, когда можно и нужно оценивать результаты именно правительства Дубровского, без скидок на «тяжкое наследие» предшественника (тем более, что у нас не было еще ни одного губернатора, который бы оценил такое наследие положительно). Однако эти неутешительные результаты (глубокий минус по всем ключевым показателям социально - экономической и политической динамики) слишком хорошо известны нашей аудитории, чтобы еще раз здесь их обсуждать. Важнее посмотреть, что нового обнаружили три первые недели «судьбоносного» 2017 года в работе правительства и губернатора Челябинской области.
  

       Изменения действительно заметны. За прошедшие после новогодних праздников недели Борис Дубровский ни разу не вспомнил о пресловутых «мегапроектах» (вроде ВСМ и ТЛК; а проект саммита ШОС, как красиво, но двусмысленно выразился сегодня губернатор, будет декомпозирован – пока же создают «клуб губернаторов», но в Пекине), про которые чиновники твердили весь прошлый год, зато посетил сразу пять территорий области: Сосновский, Верхнеуральский и Уйский районы, Чебаркуль и Южноуральск. Такой активности за ним не замечалось давно.
       Очевидно, сказались рекомендации, данные властям области в администрации президента: в предвыборный год следует гораздо больше работать именно в территориях, напрямую соприкасаясь с населением, демонстрируя понимание и способность власти решать проблемы людей, а не отсиживаться в кабинетах, комфортно обсуждая геополитику и архитектурные конкурсы (тогда как у жителей городов, к примеру, серьезные проблемы с питьевой водой). И это – правильно, это очевидный плюс Дубровского-2017.

        Но то, как именно это делается, вызывает вопросы. Львиную долю времени, проводимого в территориях, губернатор и его свита сидят на совещаниях в кабинетах глав районов, практически не выходя к людям, не встречаясь с населением, не бывая в производственных коллективах и даже в депутатских собраниях (посещения «для селфи» пары детских садиков и фермерских хозяйств лишь подчеркивают это).



      Такой график и содержание поездок выхолащивают их главный смысл – живую обратную связь с жителями (избирателями), их моральную и экономическую поддержку в сложной ситуации снижения доходов и занятости. Ведь для того, чтобы пообщаться в режиме «накачки» с местными чиновниками вовсе не обязательно ездить в отдаленный район – достаточно вызвать руководителей «на ковер» в резиденцию губернатора – будет дешевле и эффектней, сэкономится масса драгоценного времени.

       Стилистика и содержание самих совещаний с руководством районов усиливают такие  впечатления. Губернатор фактически зачитывает местным начальникам довольно банальные методички о проблемах и ресурсах их территорий, подготовленные в Минэкономразвития, рассуждает о финансах и инвестициях, «ставит задачи» по диверсификации (которые очевидно не могут быть выполнены), а также грозит кадровыми и иными санкциями. Он общается с местными элитами, словно с нерадивыми школьниками или начальниками цехов, срывающими плановые задания. Это ли требуется для решения главных задач: реальной поддержки районов и создания атмосферы доверия к государственной власти (представителем которой губернатор является в глазах населения и районных элит), повышения личного рейтинга главы области?

        Гораздо продуктивнее было бы организовывать встречи губернатора с трудовыми коллективами и депутатским активом территорий, на которых глава области смог бы обнаружить хорошее знание местной повестки, решив «на месте» одну – две небольшие, но конкретные проблемы (для этого существует резервный губернаторский фонд), собрать достоверную фактуру о реальном положении дел для выработки поручений ведомствам и депутатам. При качественной подготовке визитов и хорошем медийном сопровождении это действительно помогло бы не только укрепить довольно низкий рейтинг доверия населения к областной власти, но и самому губернатору лучше проникнуться проблемами территорий, увидеть их реальные, а не «бумажные» возможности, заручиться поддержкой населения как самым эффективным инструментом воздействия на местные кланы.
       Именно так, кстати, организовывала областные поездки губернатора команда Юревича: при том, что последний не больше Дубровского любил общаться с «простыми людьми», это позволяло поддерживать действительно высокий рейтинг главы области и доверие к его решениям. Разумеется, это был пиар, но пиар эффективный.

       Нынешние же стилистика и содержание поездок оставляют после долгожданного визита губернатора (едва ли он в обозримом будущем снова посетит эту территорию) лишь разочарование и раздражение на местах. Там и так все знают о своих проблемах и возможностях, но ждут от руководства области понимания и поддержки, а сталкиваются с давлением, причем очевидно бессодержательным: у главы области сейчас отсутствует достаточный личный, финансовый и административный ресурс для того чтобы сделать такое давление эффективным. И в районах это хорошо понимают.
       Создав в результате «реформы МСУ» иллюзию «ручной управляемости» территорий, областные чиновники, похоже, в эту видимость всерьез уверовали. Выстраивающаяся в итоге имитационная логика – «вы делаете вид, что управляете, а мы делаем вид, что слушаем и повинуемся», не может дать хорошего управленческого, тем более - электорального эффекта.

        Стоит заметить, что вопрос о «кадровом укреплении» руководства области вовсе не снят с повестки дня, хотя местная общественность потеряла к нему живой интерес - как, во-первых, к делу от нее не зависящему, а во-вторых, не имеющему уже принципиального значения. Это в существенном смысле хорошо, так как людей не должны особенно волновать карьерные судьбы чиновников, чья роль в их жизни сильно преувеличена. Однако там, где эти судьбы решаются, думается, очень внимательно следят за поведением и результативностью действий региональных властей в год подготовки важнейшей для страны избирательной кампании.

        Последняя федеральная «репетиция» президентской кампании – выборы в Госдуму, дала в регионе очень плохие для «Единой России» результаты, вследствие чего уже потерял свое место в Генсовете партии председатель ЗСО В.Мякуш. Поэтому весной мы увидим или нового Дубровского или нового губернатора.  

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner