?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оцифровка магистрали

             Сегодня больше двух часов обсуждали в ситуационном центре правительства области, в рамках встречи губернатора Бориса Дубровского с членами Экспертного клуба «15.01», перспективы проекта скоростной железнодорожной магистрали «Екатеринбург – Челябинск».
        В дискуссии принимали участие руководители ОАО «ФЦПФ» - «дочки» Внешэкономбанка, претендующей на проведение предпроектных работ с финансированием из областного бюджета (представлял компанию управляющий директор ФЦПФ Илья Пономарев, чья карьера начиналась в мэрии Магнитогорска) и ряда других фирм – по телемосту из Москвы. Были также заместитель губернатора Руслан Гаттаров, вице-губернатор Сергей Шаль, министр Минэкономразвития области Сергей Смольников, председатель Думы Челябинска Станислав Мошаров, прочие чиновники, банкиры, предприниматели, ведущие СМИ области. Губернатор сразу сказал, что рассматривает эту встречу с членами Экспертного клуба в таком расширенном составе как «элемент общественного обсуждения этой темы».

      Поскольку встреча была построена таким образом, что львиную долю времени представители ФЦПФ, а также ОАО «Скоростные локомотивы» и ООО «Уральские локомотивы» презентовали те перспективы, которые, по их мнению, могут возникнуть после реализации этого «мегапроекта» (предварительная «цена вопроса» - 165 млрд рублей), из наших экспертов успели достаточно коротко выступить лишь экономисты Яков Гуревич и Сергей Гордеев, подвергшие проект корректной, но жесткой критике с точки зрения его исполнимости и востребованности экономикой и населением области. Поскольку мы, разумеется, предварительно обсуждали эту тему, позволю себе привести здесь краткую «выжимку» из наших соображений,  оценок и предложений.

      Забегая вперед, скажу, что по итогам встречи Борис Дубровский отметил - проект магистрали «исполнимый», хоть еще и весьма «сырой» - как с точки зрения технической проработки, так и схемы финансирования и окупаемости. Однако на данном этапе, считает губернатор, важнее определиться принципиально – нужен он нам (области) вообще или нет? Суд по эмоциональному посылу, губернатор склонен скорее к формулированию положительного ответа – а уж потом разберемся со схемами и технологиями.
      Позволю себе не согласиться. Хорошая вещь, конечно, всегда нужна – но не любая, не любой ценой и не когда-нибудь. Когда вам предлагают даже очень хорошую вещь (точнее – ее цветной рисунок), которой вы сможете воспользоваться (быть может) в 2030 году, вы не можете не поинтересоваться: чего от вас уже сегодня хотят за нее эти люди? И вообще - что конкретно имеется ввиду и как это будет работать?
          А если уж вы приглашаете посоветоваться на этот счет экспертов, вы вправе ожидать от них именно таких вопросов.

         Выяснилось, что проект действительно очень сырой – если даже представители берущихся за работу компаний спорили на публике между собой о том, что именно предполагается здесь строить – высокоскоростную магистраль (ВСМ) и просто скоростную (СМ)? Отличие, между тем, принципиальное. ВСМ – это скорость от 200 до 400 км в час, СМ – до 200. Все розданные нам материалы рассказывали именно о СМ, что и подтвердил присутствовавший в Челябинске представитель «Уральских локомотивов» К.Краев (у них нет других технических возможностей, а насчет ВСМ «пока одни только разговоры»). При этом президент Центра экономики инфраструктуры В.Косой настаивал из Москвы, что строить предлагается именно ВСМ; они так и не пришли к единому мнению. И если речь идет об обычной скоростной магистрали (с учетом остановок время в пути – около 3-х часов) – стоит ли вообще огород городить – тем более на такие суммы? Ведь до вокзала нужно еще добраться (и обратно) - как в Челябинске, так и в Екатеринбурге: в сумме в оба конца это еще пара часов плюсом.

             Деньги на проект - отдельная деликатная тема, хотя, с нашей точки зрения – ключевая. Тем более странно, что выступления разработчиков изобиловали техническими деталями и цифрами о том, как будет тут в результате все замечательно в 2030 году, но тема источников финансирования проекта старательно ими избегалась почти до конца совещания. Хотя что может быть важнее вопроса – на какие деньги рассчитывают разработчики, откуда возьмутся в наше кризисное время эти 165 миллиардов (эксперт Я.Гуревич считает, что потребуется значительно больше – около 3 млрд долларов) – чьи бюджеты, какие частные инвесторы их выложат? Или будем потом искать деньги "по ходу дела" - как с многострадальным челябинским метро?
               Спровоцировал обострение банкир Д.Довженко, заметивший, что ни один частный инвестор (банки, прежде всего) не вложит деньги в проект, окупаемость которого уходит за горизонт в 10 лет. Мы поддержали его и ситуация слегка прояснилась. Оказывается, финансировать проект планируется через мехнизм концессии - создание некоей корпорации, которая выпустит облигации инфраструктурного займа, которые и купят некие инвесторы. Возник резонный вопрос: а кто эти инвесторы? И, главное, кто будет гарантом этого займа?


        Вот тут ясности куда меньше. Былые китайцы с "Шелкового пути" как-то ушли в тень, хоть их еще упоминают, но больше для солидности: ясно, что китацам не нужна дорога ЕКБ - Челябинск. Банки и прочие отечественные «частники» тоже отпадают – они не самоубийцы, чтобы так рисковать сейчас своими деньгами. Очень неохотно разработчики поведали, что таки да, расчет делается в той или иной форме, на деньги государства – скорее всего, на пенсионные накопления населения (деньги НПФ) , которые в той или иной форме может привлечь ВЭБ. Но это очень скользкий момент: откуда такая уверенность в том, что Москва одобрит именно такое использование этих средств, когда в Пенсионном фонде и так зияющая дыра, а использование средств НПФ на прямые инвестиции сейчас попросту запрещено? И опять же – по закону такие займы должны быть жестко гарантированы региональным (если это региональный инфраструктурный проект) либо федеральным бюджетом.
       Мы помним, каким скандалом закончилась выдача гарантий областного бюджета по обязательствам наших производителей курятины. А ведь здесь речь идет о суммах на порядки больших. И это – деньги всех жителей области.

        Не вдаваясь во множество озвученных на сегодняшней встрече спорных технических деталей и оценок, отметим: проект создания скоростной магистрали «Екатеринбург – Челябинск» в том виде, в каком он был сегодня «с колес» презентован (видимо, со стороны московских коллег ожидалось его безусловное одобрение на первом же представительном «слушании») не является проработанным предложением и не имеет реальных возможностей и механизмов быть в целом исполненным (схема «облигационного займа» выглядит также непроработанной и непрозрачной; к тому же она безусловна завязана на согласие Свердловской области, далеко не очевидное: ведь им придется взять на себя обязательства на 200 млрд рублей). Что еще важнее – есть серьезные и обоснованные сомнения в необходимости его реализации с учетом большого числа обстоятельств – как и тех крупных бюджетных затрат, которые связаны с предпроектными работами (порядка 70 млн рублей уже сейчас). Хотя интерес московских фирм вполне понятен.

         Мы много слышим на всех уровнях власти о необходимости тщательной профессиональной независимой экспертизы любых общественно значимых проектов, особенно связанных с масштабными, долгосрочными бюджетными затратами и обязательствами. Однако сегодня нам предлагается открыть бюджетное финансирование на основе, по сути, рекламного буклета – презентации, подготовленной организациями, которые претендуют на исполнение этого контракта. К тому же, так и не договорившимися между собой, что именно они предлагают строить.

         Есть другое предложение. Эмоциональную дискуссию о том, «хотим ли мы новую современную дорогу» пора переводить на научный язык расчета реальных потребностей и возможностей – «оцифровывать» ее, как любит говорить губернатор Дубровский. Причем делать это в тесной увязке с вопросами территориального развития региона, стратегии которого у нас все еще нет. Иначе мы (в лучшем случае) просто обеспечим своих соседей - свердловчан современной инфраструктурой перекачки человеческих и иных ресурсов области в Екатеринбург. Это естественно и логично с точки зрения перспектив создания уральской суперагломерации – но та ли это логика, которой хочет руководствоваться сегодня губернатор Челябинской области?

         В согласованной ранее повестке сегодняшней встречи наших экспертов с губернатором значился пункт (исчезнувший из нее в последний момент) о подписании договора о сотрудничестве между Челябинской областью и Российской Академией наук (УрО РАН). Можно было бы поручить Академии наук после подписания этого соглашения губернатором области и президентом УрО РАН, сформировать рабочую группу и провести независимую экспертизу (с учетом данных и оценок местного бизнеса и науки) обоснованности постановки задачи о разработке техзадания проекта скоростной магистрали "Екатеринбург – Челябинск". Вернуться к этому вопросу после получения результатов экспертизы Академии наук.
        Параллельно следовало бы запросить у Сбербанка (с которым у области уже есть соглашение о стратегическом партнерстве) официальную оценку возможности его участия в предлагаемой схеме финансирования через выкуп облигаций этого проекта. Это многое прояснило бы.

        Мы не политики и не принимаем решений. Наше дело – на экспертном уровне оценить риски и предупредить о возможных последствиях. Если область в кризисной ситуации окажется втянутой в спорный «мегапроект» с многолетними многомиллиардными неисполнимыми обязательствами, это станет серьезным ударом не только по ее бюджетам, но и по ее репутации. Эти вопросы нужно снять - либо отказаться от проекта.
        Борис Дубровский в своем заключительном слове особо акцентировал необходимость продолжения экспертного обсуждения этой сложной темы уже «без министров и телекамер» – в том числе с членами Экспертного совета «15.01», мнение которых «он уважает».
        Мы обязательно подготовим, направим губернатору и опубликуем в ближайшее время  развернутое обоснование своей позиции по данному вопросу.

 

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner