?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

           На самом деле нет никакого особенного политического смысла подробно обсуждать далее, какое именно коррупционное деяние станет главным пунктом обвинения вице-губернатора Николая Сандакова, какая будет статья УК, сколько он может по этому поводу «получить», кто еще потянется за ним следом, во что в итоге трансформируется это «дело» и т.д. Хотя, конечно, пресса еще долго будет мусолить всякого рода «смачные» подробности.

           Гораздо важнее сам факт публичного отстранения от политической деятельности (нет сомнений, что формальное решение об этом будет принято в ближайшее время по аналогии с делом вице-губернатора Тимашова) последнего влиятельного приближенного экс-губернатора М.Юревича. Еще важнее - не для прошлого, а уже для будущего - получит ли этот казус настоящую политическую оценку в руководстве региона?

           Понятно, что бывший заместитель досрочно отставленного губернатора Юревича и креатура обвиняемого в коррупции сенатора Цыбко, астраханец Николай Сандаков никогда не был полновесным членом «команды Дубровского», скорее - фигурой "переходного" периода, уместной в строго определенной политической конъюнктуре. Он не был также ни авторитетным политиком, ни эффективным политтехнологом (единственная крупная кампания 2011г. в Госдуму, которой он реально руководил, дала множество скандалов и неудовлетворительные результаты для «ЕР»; не менее скандальными были последние муниципальные выборы в Челябинске). Впрочем, нет сомнений, что Николай Сандаков приобрел за последние два года большой опыт и многие вещи у него хорошо получались: весь вопрос был, однако, в выборе целей и ценностей и здесь сказались факторы фундаментальные.
            История его карьерного взлета характерна для «смутных» времен: случайно, благодаря личным симпатиям Юревича, попавший в большую политику К.Цыбко вытянул туда же знакомого политтехнолога Сандакова. Это фаворитизм в чистом виде: здесь нет места спросу на политические содержания и умения.

            Единственное, чем ярко отметился Сандаков в региональной политике «времен Дубровского» – это вредная для репутации власти и безрезультатная склока с главой Чебаркуля Орловым. Имидж «политического демиурга» обеспечивался вице-губернатору поддержкой отдельных местных «олигархов» и «ручных» СМИ, которые он держал на коротком поводке дотаций и «конкурсов на освещение». Система отсечения неугодных от немногих «своих» стала намного жестче, чем раньше – имена медиа-фаворитов Сандакова знают все. Исправно платил за это, понятно, бюджет области (последние 7,5 млн рублей были адресно потрачены буквально на днях http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0169200001415000023)

            Пытаясь «на излете» (скорее от отчаяния, чем из рациональных соображений) использовать «экологическое обострение» в Челябинске для укрепления своих позиций, Сандаков также «не угадал». Организуя через подконтрольных друзьям-бизнесменам «оппозиционных» партийцев митинг 21 марта (где партийных знамен было больше чем горожан), он не смог открыто солидаризоваться с маргиналами, задававшими тон в критике губернатора Дубровского после отказа от участия в мероприятии действительных лидеров. Но и скрыть свое участие тоже не сумел - или не захотел, заранее трансформируя контекст своей отставки из антикоррупцинного в «месть олигархов». А это уже фактически диверсия в отношении региональной властной команды, членом которой он формально был. Теперь областная экологическая повестка освободится от политиканства и истерии, что сделает ее реалистичнее и эффективнее.  

            Есть версия, что Сандакова оставили в руководстве области после отставки Юревича с подачи бывшего руководства Управления внутренней политики АП в качестве некоего «приглядывающего» за новыми властями - "на всякий случай".
            Однако прошло больше года со дня отставки М.Юревича, Борис Дубровский укрепился во власти, наработал авторитет и репутацию в Москве. Надобность в «смотрящих» отпала, тем более – в столь одиозных (Н.Сандаков ведь гораздо больше сил и внимания уделял на своем посту интересам бывшего губернатора, нежели нынешнего – в частности, «подчищая» имиджевые провалы вроде хоккейной драки и надувая «политический авторитет» Юревича как потенциального депутата Госдумы).

           Исходя из этого понятно, что вопрос - что будет теперь с сентябрьскими выборами в Заксобрание, не имеет смысла. Ничего особенного не будет: что касается «партии власти», то региональная ЕР их без проблем проведет (думаю, там теперь многие выдохнули). Прочие партии вообще не заметят «потери «бойца» - меньше будет давления, кулуарных торгов и скандалов.
           Мы как-то забыли о принципиальной вещи: участники выборов – это партии и избиркомы, а не администрации губернаторов. Я бы вообще предложил отказаться от довольно надуманной должности «политического» вице-губернатора: политик в руководстве региона один – его глава. Для реализации его политики существуют правительство, администрация и правящая партия (заодно бюджетные деньги сэкономим и коррупционные риски снизим). Кстати, в администрациях губернаторов Соловьева и Сумина особых «политических замов» не было: Б.Мизрахи и А.Косилов курировали «по профилю» социальную сферу (а Косилов потом еще и село).

           При этом трудно не отметить, что Сандакову удалось втянуть команду Бориса Дубровского в весьма проблемный проект – местный вариант «реформы МСУ». На мой взгляд (неоднократно высказывался по сути этой «экспериментальной реформы» http://podoprigora74.livejournal.com/451151.html), этот проект, активно продвигавшийся Сандаковым, имел две вполне конкретные цели.
           Первая – это был его «персональный кейс», с которым вице-губернатор, понимая ограниченность сроков своего пребывания в должности на Южном Урале, желал быть замеченным на федеральном уровне и перебраться в Москву. Вторая –  формирование нового рынка, монополия на котором была бы обеспечена его создателям (фактическое назначение глав муниципалитетов, «выборы» депутатов и проч.) Население и местные элиты в ходе этой «реформы» фактически отстраняются от принятия решений по главам муниципалитетов, что создает серьезные социально-политические риски на предстоящий период социально-экономической «турбулентности».

            Понятно, что Николай Сандаков пользовался тем, что для губернатора Дубровского абсолютно приоритетны сейчас экономические вопросы. Теперь же есть хорошая возможность скорректировать ход этой реформы, не отменяя ее, но приведя, по крайней мере, в соответствие с Конституцией и организовав реальное (а не он-лайн) обсуждение и выяснение мнения населения территорий о желательной в каждом конкретном случае модели формирования власти.
             Незачем Дубровскому платить по  счетам Сандакова.

            Десять лет доминирования в регионе «клана Юревича» завершились символично, однако история будет иметь продолжение. Люди должны знать: социально-политические и экономические кризисы не приходят сами собой – это, в том числе, плата общества за непротивление коррупции, инертность, склонность устраняться от личной ответственности за происходящее. Умельцы пользоваться этим сомнительным «политическим наследием» и конвертировать его в твердую валюту находятся быстро.

            В общем, эту, довольно постылую страницу в истории региона пора переворачивать и идти дальше. Однако весьма поучительно для многих, занимающихся здесь политической деятельностью, иногда перечитывать ее заново: есть шанс избежать впредь множества неприятностей.
   

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner