?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Конец одной "реформы"

           Вчерашняя «закрытая» встреча полпреда президента РФ Игоря Холманских и губернатора Челябинской области Бориса Дубровского по проблемам местного самоуправления и критические, хоть и обтекаемые высказывания полпреда, сделанные по ее итогам http://znak.com/chel/news/2015-02-12/1035413.html подтверждают очевидный факт: т.н. «реформа МСУ» в Челябинской области сворачивается, поскольку ее первые результаты оказались политически вредными для самой власти как стратегически, так и на ближайшую перспективу.

           Внешне все выглядит иначе. СМИ, контролируемые частью администрации Дубровского (вице-губернатор Н.Сандаков), ежедневно рассказывают о «новом этапе реформы МСУ»  в регионе, суть которого состоит в якобы принятом областью решении о повсеместной отмене выборов глав муниципалитетов населением и перехода на их фактическое назначение губернатором через решения специальных комиссий. При этом институт глав администраций («сити - менеджеров») фактически упраздняется, а спикеры депутатских собраний уступают звание «главы города» новому назначенцу. Мотивируется все это необходимостью «укрепления «вертикали власти» и даже совершенно уж нелепым в применении  к местному САМОуправлению «введением единоначалия».
           Мы не будем заниматься здесь политическим просвещением авторов и апологетов «реформы МСУ» на Южном Урале, а интересующихся тем, в чем действительно состояли смысл и содержание реальной (хоть и не завершенной) реформы местного самоуправления в РФ в соответствии с 131-м законом, отсылаем к содержательному докладу ИНСОРа http://www.insor-russia.ru/ru/programs/doc/3928

            Что до «челябинской реформы», то на сегодняшний день главное здесь в том, что совершенно сознательно осуществляется подмена понятий: переход на иную управленческую модель не является и никогда не представлялся на федеральном либо региональном уровне ни как «реформа МСУ», ни даже как ее часть.

            Напомним, что когда М.Юревичу, назначенному в 2010 году губернатором, понадобилось сохранить свое определяющее влияние в Челябинске, он отменил здесь прямые выборы мэра и ввел пост главы администрации («сити - менеджера») за два дня и никто не называл это «реформой МСУ в Челябинске». Просто сменилась управленческая модель через внесение изменений в Устав города послушным депутатским корпусом – только и всего (все помнят эту историю с ловким политическим ходом «непредсказуемых мальчиков»).

               То же самое можно было бы сделать и сейчас в обратном порядке без всевдополитического мифа о некоей загадочной «реформе МСУ» (тем более, что поправки к 131-му закону позволяют теперь называть «главой города» не избранного депутатами спикера городского собрания, а назначенного комиссией «бывшего сити - менеджера» - если это действительно для кого-то важно).

              Насколько вообще отмена сити-менеджеров актуальна для Челябинской области? (Характерно, что убедительно обосновывают нынче необходимость этой отмены именно те депутаты и чиновники, которые совсем недавно так же пылко аргументировали необходимость «разделения хозяйственных и политических полномочий между руководителями города»). Ведь в регионе лишь несколько городов работают по «двуглавой модели» - Челябинск, Миасс и «запретки» (по ним вопрос отдельный в связи с существованием закона о ЗАТО).

             Так весь этот шум из-за Челябинска и Миасса, в которых пост главы администрации («сити-менеджера») можно отменить за 15 минут на заседании городских собраний?

                Нет, конечно. Смысл раскрутки пресловутой «реформы МСУ» в Челябинской области для инициировавших ее чиновников сводился к радикальной и повсеместной отмене выборности глав городов и районов населением (и даже депутатами) и переходу к их фактическому назначению губернатором.

              Считалось, что лидерство в такой политике даст областной власти массу плюсов и бонусов в глазах федерального центра, также нацеленного на продление «вертикали власти» до самого маленького сельского поселения – то есть не на реформу, а на полную ликвидацию местного самоуправления и любых форм выборности глав.

              Однако в последнее время «что-то пошло не так». Федеральная власть в условиях кризиса стала значительно осторожнее и демонстративно не настаивает на тотальном переходе на фактическую назначаемость глав и отмене всех и всяческих выборов (очедно понимая опасность ситуации, когда любой житель любого города может сказать в сложный момент: «я эту власть не выбирал»). Показательно, что вчера полпред президента Холманских акцентировал суть политического момента как то, что  «какую схему самоуправления выбрать – сегодня должен решать сам гражданин» - тогда как в Челябинской области уже решили, что фамилия этого гражданина известна – это фамилия губернатора (или его зама).

              «Новая схема нуждается в доработке» - сказал Холманских, оценив «челябинские инициативы».  Это не случайно.  Превращать социальную стабильность в регионе в залог карьерных амбиций чиновников в условиях обостряющегося кризиса нельзя. Следует еще и еще раз объяснять чиновникам, что сложный социальный организм, каковым является область и любой ее муниципалитет – не войсковое подразделение, не корпорация и не заводской цех: «управлять» ими невозможно, а «единоначалие» здесь чревато большими социально-политическими рисками.

               Именно поэтому эффективная политика есть не «единоличное командование» городами, районами и поселениями, а выработка через равноправный диалог между социальными группами и властью того курса по каждой сложной проблеме, который будет принят и поддержан населением.
               Механизмы выборов глав и работы депутатских собраний служат реализации именно этой задачи. Сведение к нулю политического значения этих институтов не приближает власть к населению, а радикально разделяет их, открывая дорогу политической апатии и неконтролируемой социальной турбулентности.

              Что еще важно. Последние управленческие новации – планируемая трансформация глав администраций («сити-менеджеров») в глав городов и районов фактически закрывает недолгую историю другой важнейшей составной части челябинской «реформы МСУ» - разделения крупных городов (Челябинска, прежде всего) на районы как «новые муниципалитеты» со своими Советами депутатов, главами, бюджетами и проч.

              Очевидно, что эти «политические украшения» полностью утратят свой смысл после того, как пост единоличного главы города перейдет от спикера городской Думы к нынешнему «сити -менеджеру» и то же самое произойдет в районах Челябинска, образуя «новую вертикаль» городской власти.  Все эти «небесплатные приложения» к городской администрации, лишь дискредитирующие сейчас исполнительную власть в глазах населения своей многочисленностью и недееспособностью, скорее всего, будут сначала нивелированы де-факто, а потом упразднены де-юре.

               В общем, прозвучит сакраментальная фраза: «всем спасибо, все свободны».

  


 

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner