?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

              Рынок межмуниципальных перевозок Челябинской области, монополизированный друзьями мэра Челябинска и фирмой депутата Госдумы, тихо "схлопывается" из-за подавления чиновниками реальной конкуренции. Жителям малых городов все труднее добираться до Челябинска и других городов области. Союз автотранспортников области направил обращение и свои предложения Борису Дубровскому.


          Краткая оценка ситуации с позиций независимых транспортников и экспертов рынка. До 2011 года сложившаяся сеть междугородных маршрутов и инфраструктуры в основном отвечала потребностям населения области в межмуниципальных перевозках. Перевозчиков было около сотни, а в Челябинске действовало два автовокзала – «Южный» в ТК «Синегорье» и муниципальный автовокзал на ул. Кыштымской, а также несколько десятков автовокзалов, автостанций и билетных касс в городах и районах области. Перевозчики могли выбирать поставщика услуг вокзалов, то есть существовала реальная конкуренция.

            В 2011 году начался жесткий передел рынка междугородных перевозок при помощи административного ресурса местной власти.
            На муниципальной собственности МУП «Челябгортранс» были основаны и начали работать подконтрольные главе администрации Челябинска С.Давыдову и его другу – предпринимателю А.Карелину «Третий», «Четвёртый» и «Пятый» автобусные парки (все – частные фирмы, ООО). При поддержке администрации Челябинска к уже имеющимся междугородным автобусам добавились лизинговые. Минстрой области начал проведение конкурсов на обслуживание маршрутов по правилам, которые позволяют объявить победителем того перевозчика, в котором заинтересованы Управление транспорта и городская власть.
     
            Одновременно со стороны муниципальной власти начались «наезды» на автовокзал «Южный» с целью «выдавливания» его с рынка услуг автовокзалов Челябинска. 1 июля 2011 года технологические площадки и платформы автовокзала были частично перегорожены фундаментными блоками, частично перекрыты нарядами ГАИ. Был реализовано перемещение вокзала на новое место – Дворец спорта «Юность», по сути дела – рейдерский захват, отъём бизнеса. Всё это делалось с санкции сити-менеджера Давыдова при одобрении экс-губернатора Юревича, но вопреки требованиям жителей города и здравому смыслу.
            Вокзалами Челябинска стали владеть сначала МУП, а затем ООО с одинаковыми названиями – «Служба организации движения» (СОД). ООО «СОД» – по одним данным – три, по другим – пять одноименных предприятий. Различаются они только по ИНН. Руководителями МУПов «Челябгортранс» и «СОД» были назначены подконтрольные Карелину Э.Маховский, В. Муленков, С. Новичихин.

            Минстрой Челябинской области, продолжая в 2012-13 г.г. проведение конкурсов, завершил передел рынка. Умело «жонглируя» при составлении лотов, управление транспорта определило победителем в конкурсах на самые прибыльные маршруты предприятия, контролируемые через С. Новичихина предпринимателем А. Карелиным – ООО «Третий», «Четвёртый» и «Пятый» автобусные парки, а также компанию «МегаАвто»,  контролируемую через управляющего В.Планкова депутатом Госдумы В.Гартунгом. Менее выгодные и просто убыточные маршруты достались предприятиям из городов и районов области.

           Сегодня в областном центре четыре действующих вокзала: Д/с «Юность», Областная  больница, ТК «Синегорье» и «Северные ворота». Первые три – под контролем коммерсанта Карелина. В первых двух вокзалах – д/с «Юность» и  «Областная больница» собственником является непосредственно А. Карелин и юридические лица, в которых он же является учредителем.

           МУП «Служба организации движения» сегодня является монополистом в сети автовокзалов области, а в Челябинске она - 100% монополист вместе с учреждёнными им же ООО «Служба организации движения».
Пользуясь своим монопольным положением на рынке, МУП создаёт преференции для этих трёх ООО, арендующих муниципальные автобусы (в том числе лизинговые!) и недвижимое имущество. Договоры перевозчиками из других городов на услуги вокзалов заключаются не с МУП «СОД», а с ООО «СОД», что способствует перекачиванию в частные карманы прибыли от функционирования транспортной инфраструктуры города. Недавнее открытие автовокзала в ТК «Синегорье» никак не изменило расстановки сил на этом рынке, но добавило проблем и вопросов.

          У МУП «Челябгортранс» и у областных перевозчиков более не стало прибыли от междугородных перевозок (она «осела» в ООО «СОД», ООО «4», «5» и «6» автобусные парки и других структурах А. Карелина), прекратилась покупка нового подвижного состава. МУП «Челябгортранс» находится на грани банкротства. Более 220 млн. рублей – задолженность энергетикам, более 20 млн. – задолженность лизинговой компании за лизинг автобусов, более 56 млн.  - за поставленные ООО «Синегорье - авто» автобусы. Первый долг на контроле прокуратуры, второй и третий – в арбитраже.

           Сельские пригородные перевозки - на грани умирания. В прошлые годы удавалось поддерживать этот рынок за счёт дотаций из областного бюджета. После монетизации льгот была единственная возможность сохранить его, разбивая лоты на конкурсах таким образом, чтобы основной перевозчик города или районного центра мог получить к значительной доле определённо прибыльных маршрутов (на Челябинск) несколько сельских маршрутов, которые убыточны практически везде. То есть, условие (по сути - обременение) работы в областной центр – сохранение объёмов перевозок по деревням и сёлам района. Однако теперь управление транспорта Минстроя области разбило маршруты по лотам на  особо рентабельные и малорентабельные, разрушив сложившуюся за десятилетия маршрутную сеть и передав прибыльные маршруты фактически в одни руки.

             Сокращение за последние два года пригородных электропоездов (в 2012 году пригородных пассажиров перевозил 101 поезд, в 2013 году - 61, сегодня – 59; сокращение на 42%) ещё более усугубило ситуацию с этими перевозками.

            Ещё она проблема межмуниципальных междугородных перевозокперевозчики, выиграв многие маршруты, не располагают необходимым количеством требуемого подвижного состава. 
            Как результат они вынуждены нанимать мелких перевозчиков, не имеющих нормальной производственной базы, квалифицированных специалистов «за процент», практически «продавая» путевые листы. Оборотная сторона проблемы - серьёзные автопредприятия, располагающие соответствующим подвижным составом, технологическими помещениями, квалифицированными специалистами и даже автовокзалом – остались без работы. Яркий пример – ЗАО «Миасстранс плюс». Один из лучших перевозчиков области, проиграв конкурс, вынужден «перебиваться» небольшими заказными перевозками, на его же маршрутах теперь работают случайные перевозчики на несоответствующих требованиям автобусах. Руководитель «Миастранса» – заслуженный работник транспорта России – Валерий Алёшин умер в октябре 2012 года за несколько дней до назначенного конкурса. Не выдержало сердце.

      
        Что предлагают независимые перевозчики из Союза автотранспортников Челябинской области?

         ·        Создать «естественный регулятор» в системе автовокзалов Челябинской области. Автовокзал должен стать «регулятором» количества и качества услуг по перевозке пассажиров. Наиболее подходящая организационно-правовая форма вокзала – ОГУП. А в небольших населённых пунктах – муниципальное казённое предприятие.
        ·        Отменить результаты конкурсов на межмуниципальные маршруты.
        ·        Внести изменения в положение о конкурсах с целью создания однозначного приоритета предприятиям и предпринимателям с автобусами большого класса и тем перевозчикам, которые располагают соответствующим подвижным составом, технологическими помещениями, квалифицированными специалистами.
         ·        Внести изменения в положение о конкурсах с целью недопущения к перевозке пассажиров предприятий и предпринимателей, не располагающих соответствующим подвижным составом, производственной базой, специалистами.
        ·        Лоты разбить таким образом, чтобы все сельские маршруты сохранились с объёмом перевозок не меньшим, чем в 2008 году.
         ·        Схему движения по Челябинску маршрутов, обслуживаемых автобусами малой вместимости проложить, исключая перегруженные центральные улицы.
        ·        На областном уровне создать жесткую, постоянно действующую систему контроля перевозки пассажиров автобусами с использованием  системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и с привлечением ГИБДД, Управления дорожного надзора и Управления транспорта Минстроя области.
         ·        Произвести мониторинг ситуации с перевозкой пассажиров из населённых пунктов области, лишившихся полностью или частично транспортного обслуживания по причине отмены электропоездов. Внести соответствующие изменения в маршрутную сеть Челябинской области.
         ·     Заксобранию области выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в ФЗ о саморегулируемых организациях с целью включения пассажирских перевозок в регулируемую этим законом деятельность.

             
           P.S. Кстати, штат управления транспорта Минстроя области сейчас – 16 человек (ранее был отдел транспорта и связи, три специалиста). А обязанностей у них после проведения конкурсов – только выдача разрешений на такси и их контроль. Это к вопросу о сокращениях и экономии бюджетных средств.



 

Comments

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner