?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

         Два года назад, 15 марта 2010 года президент Медведев внес кандидатуру М.Юревича в Заксобрание Челябинской области для наделения полномочиями главы области. Это и срок и повод для того чтобы дать предварительные оценки деятельности губернатора, переставшего быть «новым». Они неизбежно неоднозначны.

          В экономике региона за это время не произошло очевидных позитивных сдвигов. Больше того, ситуация по-настоящему осложнилась. 2012 - й стал первым за последние годы, в который область вступила без бюджетной «подушки» (она позволила пережить кризис в 2008-9 г.г.) и с перспективой крупных долгов. Прибыль предприятий и организаций так и не достигла уровня 2006 года и продолжает падать. Сильно сократились практически все муниципальные бюджеты. 
 

 

(Данные Росстата; по 2011 году падение прибыли составило еще порядка  22% от уровня 2010г.: это плохая новость для инвесторов)

         Последние статданные по промышленности http://chelstat.gks.ru/digital/region2/default.aspx также не радуют: общий индекс промышленного производства (январь 2012-го к январю 2011 года) застыл на уровне 100,1%, тогда как январь 2011-го к январю 2010-го давал 117,4% роста. Упали индексы обрабатывающих производств региона - 99,4% (в январе 2011-го к январю 2010-го было 120,7%), металлургии - 93,9% (год назад было 126,9%), химии (81,8%; было 147,2%). Хотя есть и растущие отрасли – производства машин и транспортных средств, например (видимо, военный заказ «Урала»).

         Про провалы в инвестиционном процессе и бегство капитала я на днях уже писал http://podoprigora74.livejournal.com/163694.html  За эти два года в регионе не осуществлен и не начат ни один масштабный инвестиционный проект, а высоких гостей по-прежнему возят показывать «белую металлургию» на ЧТПЗ.

          Конечно, ключевым фактором этой стагнации является не деятельность команды губернатора, а исчерпание «эффекта низкой базы» (в прошлом году сравнения шли с посткризисным 2010 -м) и начало нового этапа финансово - экономического кризиса в стране, который маскируется сейчас только сверхвысокими ценами на нефть. Есть и подозрение, что кое-кто из металлургических магнатов перестал показывать свою прибыль. Однако то, что экономическая команда губернатора не смогла внести в предпринимательский климат региона (на что были особые надежды) ничего нового  – факт. Персонально, впрочем, это все та же «команда Сумина» плюс пара невразумительных назначений, сделанных с подачи сенатора К.Цыбко.

          Что такое «экономическая стратегия Юревича» по сей день не знает никто: ее заменяют бесконечные мантры про инвестиции, а также незамысловатый пиар в стиле  «новости в будущем времени» - «у нас будет, у нас появится, у нас построят, у нас вырастет». Все это смотрится крайне неубедительно.

           В политическом контексте промежуточные результаты команды Юревича куда успешнее. Все знаковые выборные кампании убедительно выиграны (даже с учетом скандальных выборов в Госдуму 4 декабря, политическая ответственность за которые легла на «пришельца» Н.Сандакова). Оппозиции в регионе нет настолько, что на ее роль приходится назначать горстку блогеров и защитников соснового бора. Явных внутриэлитных конфликтов удалось избежать, отношения с «силовиками» с трудом, но выстроить, серьезных коррупционных скандалов не было (пикантные претензии общественности вроде модерновой сантехники в резиденции лишь подчеркивают этот факт).  

          Однако тенденции для губернатора и здесь формируются неблагоприятные. Очевидно, что время «как бы оппозиции» (Ткаченко, Поклонова, Гартунг и пр.) закончилось. Реальная оппозиция будет формироваться на фоне ухудшения экономической ситуации с двух сторон: недовольные представители элиты (условная «команда Сумина» + «новые недовольные» из бизнеса), имеющие выход на федеральную власть и информационное пространство, а также «раздраженное городское сообщество» Челябинска, уже освоившее митинговые и сетевые технологии протеста – и тоже имеющее выход на федеральную оппозицию всех мастей (Табалов и др.)

           Договориться с этими группами будет очень непросто по целому ряду причин, разбирать которые в этом экспресс-обзоре мы не будем.  Когда эти два лагеря (протест и деньги) сомкнутся - а это неизбежно и естественно произойдет - администрации Юревича придется несладко: она слишком привыкла к комфортному состоянию и отвечает на первые вызовы слишком нервно (главный мотив «нас все обижают»). Понадобятся другие тактики, связанные с возвращением публичной политики. Нельзя не заметить, что одновременно пошел непростой, но объективно востребованный процесс замены глав администраций городов и районов: там собралось слишком много неадекватных новым задачам людей.

          Больше того, если мы увидим летом на месте М.Юревича компромиссную фигуру типа О.Колесникова, В.Панова или кого-то из нынешнего бизнес - окружения губернатора, проблемы возрастут – добавится сильнейший внутренний конфликт, связанный с неизбежным появлением на ключевых постах людей «ближнего круга» нового лидера со своими интересами. Приход совсем нового человека мы даже не обсуждаем: разброс вариантов слишком велик и тогда произойдет полная ротация руководства региона.

         Гадать о кадровых решениях Кремля бессмысленно. Понятно лишь, что прежняя конструкция власти, которая могла нечто гарантировать М.Юревичу близостью к В.Суркову, рухнула. Если смена губернатора не случится летом, осенью можно выйти на режим выборов и этот фактор уже включил режим цейтнота, так как ни предопределить, ни ускорить путинские решения из Челябинска невозможно. Это создает довольно нервозную атмосферу в местных коридорах власти.

          Складывается впечатление, что «команда Юревича» не планировала долго пребывать у руля области в нынешней конфигурации. Если ее лидера не пригласят в столицу, команде придется существенно перестраиваться, предъявив обществу и Москве внятную стратегию развития. Возможно, лишь тогда начнется реальный отсчет правления губернатора Юревича.

         И все же: был ли выбор Д.Медведева двухлетней давности, скорее ошибкой или скорее удачей для области?

          Этот вопрос остается открытым, потому что мы не знаем, какой могла быть настоящая альтернатива. Эпоха Сумина в любом случае превратилась к 2010г. в тяжелую форму брежневского застоя, когда даже избыток денег не давал никакого результата. Время Юревича привнесло во власть существенный элемент динамизма и прагматичности: как в позитивном, так и в негативном смыслах.  Оно лишило власть нимба непогрешимости и всемогущества, сделав понятными многим мотивы, слабости и достоинства этих людей. Это, скорее всего, некое переходное время, когда самым большим достижением можно считать сохранение власти как работающего института в сложных условиях еще скрытой, но радикальной трансформации политического режима, его институциональной основы.

         И это, конечно, очень умеренный комплимент достижениям регионального правительства. Впрочем, как раз с этим у него проблем нет. Как подсчитал ряд челябинских официозных изданий, одновременно опубликовавших один умопомрачительный текст, «каждодневный (!) прирост собственных доходов Челябинской области составляет от 5 до 15%» http://cheltoday.ru/article/?art_id=7095&theme=60&type=55

         Если кто не забыл исчисление сложного процента, это означает 540 миллионов процентов роста доходов в год (при 5% ежедневного прироста). А при 15% ежедневного прироста умножение доходов Челябинской области уже не укладывается ни в голове, ни на калькуляторе.

         Если выкладки этих кудесников вдруг окажутся правдой, то М.Юревичу следует, минуя Москву, собираться в Лондон. Надо же, такие неучтенные деньги.

 

 

Profile

podoprigora74
podoprigora74

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner